Новости > Коллапса в «автогражданке» удалось избежать, но кризис не преодолен
126 show

добавлено 12.11.2014 20:17
автор korins.ru

12
ноября в РИА Новости прошел круглый стол по теме "Новые тарифы ОСАГО:
итоги и прогнозы". Его участники пришли к выводу: коллапса на рынке
автострахования, который прогнозировали эксперты, удалось избежать,
однако кризисные явления в ОСАГО остаются.

 

Стагнация
на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за
собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне
ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО
грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с
существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк
утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу
не пересматривался.

«Если бы этого не было сделано, - считает глава
экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы
РФ Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

 

Аналогичного мнения придерживается  управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его мнению, в случае неповышения тарифа рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной,
а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это
способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения
страховщиков, чья  доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень
убыточности в отрасли превысил бы критическое значение.

 

«Мы
бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление
демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение
количества мошеннических схем. Ситуация бы усугубились непростым
положением российской экономики, а также - из-за санкций - снижением
возможностей российских компаний по фондированию.  Таким образом, купить
полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных
компаний. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема
выплат, что способствовало бы ее дискредитации, и обозначило бы
длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное
снижение темпов роста страховой отрасли в целом, ее рост не превысил бы
5% в год», - добавил г-н Кинякин.

 

С ним согласна Наталья Данзурун, заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства  «Эксперт РА». По ее словам, агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно
одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400
тыс.руб. и сохранение тарифов на прежнему уровне, деятельность
страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года, и в
75 регионах – к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году
мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового
института», - сказала Наталья.

 

Тем
не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной,  сохраняются
тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.

«Безусловно,
корректировка тарифа, предпринятая ЦБ в некоторой степени выровняла
ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается
убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке
полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, - считает Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра "ВВП". - Стремление
страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема
инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в
свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными»
страховщиками (особенно в регионах)». 

 

Эксперты
отметили, что увеличение тарифа поможет  повысить рентабельность
бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом
полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно
ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. (Средняя
рентабельность в страховом секторе в этот период находилась на уровне
5,5-6%). Такие цифры привел Андрей Кинякин.

 

Как
считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев,
большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его
необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов,
исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке»,  – отметил г-н
Журавлев. -  Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО,
снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны
страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают
от этого в конечном итоге люди».

 

По
мнению гостей мероприятия, возобновление государством программы
утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих
автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных
полисов ОСАГО. «Но самым
важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до
500 тыс.руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает
Александр Коваль. – Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор,
должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они
должны быть гибкими, и учитывать общее социально-экономическое
положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет
еще раз, это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле,
что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, страховщики не
будут уходить».  

«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95%
респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от
Центробанка, - отметил Дмитрий Журавлев.  – Рынок ОСАГО еще не полностью
стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно
данным ВЦИОМ и Ромир, причину  роста цен на «автогражданку» россияне
видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в
инфляции.  Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать
рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их
регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов  со стороны автовладельцев как
раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что
трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были
вызваны объективными экономическими причинами».

 

 

Источник: Пресс-служба

Информационного проекта

«ОСАГО – общественная экспертиза»

8 925 581 4399


0
0

0
0

Читайте также

5566 thumb

Новости: РСА поддерживает компромиссный вариант поправок к закону об ОСАГО, предусматривающий стабильность тарифов

20.11.2019
5565 thumb

Новости: По происшествию в Пензе положены страховые выплаты по ОСОПО

19.11.2019
5564 thumb

Новости: СК «Согласие» прокотировала котов-путешественников

15.11.2019
5563 thumb

Новости: Школьный автобус, попавший в ДТП под Гусь-Хрустальным, застрахован в «Росгосстрахе» по ОСГОП

15.11.2019
5562 thumb

Новости: ВСС подвел итоги деятельности страховщиков жизни за 9 месяцев 2019 года

15.11.2019

Последние альбомы
68 thumb

XVII Международная конференция по страхованию

10.07.2019
67 thumb

8 марта в Клубе журналистов

13.03.2019
66 thumb

Пресс-конференция «Взрывы, наводнения, ураганы: как населению компенсировать свои потери»

30.01.2019
64 thumb

Пресс-конференция ВСС

01.11.2018
63 thumb

Бизнес-завтрак Финтех Лаб и ВСС

16.07.2018

Последние видео
Здоровый пациент
69 rightPlay video2
добавлено 30.10.2019
XVII Международная конференция по страхованию 2019
68 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019
IX Всероссийский конгресс пациентов
67 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019