Ликбез > Глава НССО: треть лифтового фонда изношена
1421 show

добавлено 20.01.2016 17:26
автор korins.ru



















Только в Москве в последнее время
произошло несколько резонансных ЧП, связанных с лифтами. В этой связи «Человек
и закон» на Первом канале покажет зрителю реальное положение дел в лифтовом
хозяйстве, объяснит причины ЧП и даст практические рекомендации. Президент
Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев разъяснит
в рамках сюжета порядок осуществления страховых выплат при авариях на лифтах.
Он уточнил, что в настоящее время, по оценкам экспертов, треть лифтов в стране изношены и подлежат замене. Программа выйдет в эфир 22 января.



 



-
Андрей Васильевич, кто несет ответственность за гибель (увечье) пассажира в
лифте жилого дома? Лифтовое хозяйство жилого дома застраховано? Кем?



- Лифт – это опасный объект, и
ответственность за вред, причиненный при его эксплуатации, всегда несет его
владелец.



При этом под владельцем лифта в рамках
Закона № 225-ФЗ (об обязательном страховании ответственности владельца опасного
объекта перед третьими лицами ОС ОПО) понимается организация, осуществляющая его
непосредственную эксплуатацию, и, в зависимости от особенности управления
домовым хозяйством, это могут быть:



·      
Застройщик (с момента сдачи в эксплуатацию до передачи лифта
в управление надлежащему владельцу),



·      
Управляющая компания,



·      
ТСЖ либо жилищный кооператив (при осуществлении ими
управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом
с управляющей компанией),



·      
Специализированная лифтовая организация, с которой заключен
договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов
(в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками
помещений в данном доме)



До 15.03.2013 года ответственность
владельцев части лифтов (жилой фонд) не страховалась, т.к. лифты жилого фонда
были выведены из состава опасных производственных объектов, что не позволяло
относить их к категории опасных объектов в трактовке Закона № 225-ФЗ.



С 15.03.2013 года согласно Закону №
225-ФЗ лифты выделены в отдельную группу опасных объектов, соответственно
страховать свою ответственность должны все владельцы лифтов.





- Все ли лифты застрахованы?



- По данным АИС
НССО, по итогам 2015 года гражданскую ответственность застраховали владельцы
около 490 тыс. лифтов, что составляет порядка 92% от общего количества
зарегистрированных в стране лифтов, которых в России порядка 530 тыс.



Т.е. можно сказать, что уровень охвата
страхованием высокий, но наша цель – обеспечить 100% охват.



Страховать
ответственность владельцев опасных объектов - лифтов в рамках Закона № 225-ФЗ
вправе только те страховые компании, которые имеют соответствующую лицензию от
Банка России и являются членами нашего союза – НССО.



Отдельно хотелось
бы отметить произошедшие за последние годы изменения в части обеспечения
надзора и контроля за лифтами.



Так, до 09.03.2012
года все лифты (жилого фонда, производственных зданий, объектов торговли и
т.п.) входили в состав опасных производственных объектов (ОПО), контроль и
надзор за ними осуществлялся Ростехнадзором.



С 09.03.2012 года
лифты жилого фонда перестали входить в состав ОПО, надзор за ними со стороны
Ростехнадзора прекратился. Под контролем остались только лифты, расположенные в
административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к
жилищному фонду.



С 15.02.2013 года
вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов».



С 15.03.2013 года
все оставшиеся лифты также были выведены из состава ОПО, Ростехнадзор также
утратил за ними контроль и надзор.



С 25.05.2013 года
Правительство возложило обязанность по контролю и надзору снова на
Ростехнадзор, но уже не в составе ОПО, а в виде отдельной группы устройств. В
связи с этим все нормативные документы Ростехнадзора (касающиеся ОПО) перестали
распространяться на лифты, т.о. возник правовой «вакуум». Ростехнадзор, в
частности, перестал расследовать аварии на лифтах, поскольку не было
нормативного документа, который бы это регламентировал.



С 04.09.2014 года
действуют Правила проведения технического расследования причин аварий на
опасных объектах – лифтах.



Ростехнадзор не
имеет возможности полноценно обеспечивать (ввиду отсутствия соответствующей
нормативной базы) надзор за лифтами жилого фонда с 2012 года, а надзор за
лифтами нежилого фонда - с 2013 года.



До сих пор не
приняты 2 важных документах, касающихся лифтов - это:



·      
Правила эксплуатации лифтов;



·      
Порядок ввода лифтов в эксплуатацию и их учета.



- Имеются ли данные
по трагедиям, которые произошли в Москве ЖК «Алые паруса», ул. Островитянова?
Кто-то обращался за выплатой страховки?



Безусловно, НССО в
курсе произошедших событий и держит их на контроле.



Трагедия,
произошедшая в декабре на ул. Островитянова (страховщик – СК «Ресо-Гарантия»),
очень ярко показывает одно из важнейших упущений закона. Напомню, тогда погиб
10-месячный ребенок, но единственная выплата, на которую вправе рассчитывать
родители погибшего малыша – это 25 тыс. руб. – компенсация расходов на его
погребение. Дело в том, что сейчас при гибели человека в результате аварии на
опасном объекте фиксированная выплата в размере 2 млн. руб. положена только
иждивенцам погибшего, а у маленького ребенка таковых просто не может быть.



Проект изменений в
закон, который расширил бы перечень выгодоприобретателей, сейчас находится на
рассмотрении Госдумы. И мы очень надеемся, что в самом ближайшем времени эти
изменения будут приняты.



В ситуации с «Алыми
парусами» (страховщик – СК «ВТБ Страхование») у погибшей девушки остались
малолетние дети, и они вправе получить 2 млн. руб. Но в данном случае обращений
за выплатой еще не было, т.к. происшествие произошло совсем недавно и
родственникам, естественно, пока не до сбора документов.



И в одном, и в
другом случае владельцы лифтов свою ответственность застраховали, как того
требует закон. Но даже если бы договора страхования не было, то потерпевшие все
равно имели бы право на получение компенсаций – выплаты осуществлял бы наш Союз
– НССО.



По произошедшему в
Дмитрове событию, когда молодая женщина погибла, пытаясь спасти ребенка,
заблокированного в лифте, компенсацию осуществила страховая компания ВСК.



- Какова процедура
обращения? Как рассчитывается страховка?



- Обращение за страховой выплатой –
стандартная и простая процедура. Надо обратиться в страховую компанию или в
НССО (если владелец лифта не застраховал свою ответственность) с заявлением о
выплате и минимальным набором документов.



В случае гибели
человека – это свидетельство о смерти, платежные документы, подтверждающие
расходы на его погребение (если есть) и документы, подтверждающие, что
выгодоприобретатель находился на иждивении у погибшего кормильца. Выплата в
этом случае фиксированная – 2 млн руб. + до 25 тыс руб. – по фактическим
расходам на погребение.



Если же вред
причинен здоровью – то с заявлением надо предоставить только медицинские
документы, устанавливающие характер и тяжесть причиненного здоровью вреда. При
этом выплата рассчитывается по специальной «таблице выплат», которая утверждена
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 №1164. По ней каждой травме
соответствует определенная сумма компенсации, которая зависит именно от тяжести
этой травмы, а не от того, сколько человек потратит денег на ее лечение и
потратит ли их вообще. Обычно сумма этих фиксированных выплат в 2-3 раз больше
фактических затрат на лечение, однако если лечение окажется дороже, то страховщик
обязан доплатить разницу.



Такой порядок
выплаты за вред здоровью впервые был применен именно в этом виде обязательного
страхования, и лишь потом этот правильный и справедливый порядок распространили
на другие виды обязательного страхования.



Следует отметить,
что для выплаты страховщику нужен еще один документ – Акт расследования причин
аварии на опасном объекте, который поступает страховщику от комиссии
Ростехнадзора, которая расследует эту аварию или, в определенных случаях, от
владельца опасного объекта.



- Насколько часты
происшествия в лифтах, исходя из практики страховых выплат?



- Статистика происшествий на лифтах
ведется 3 независимыми организациями: Ростехнадзором, Национальным лифтовым
союзом и Национальным союзом страховщиков ответственности.



Однако, как уже
говорилось ранее, в связи с выводом лифтов из состава ОПО Ростехнадзор не
осуществлял контроль за аварийностью лифтов и не вел соответствующую статистику
с 2012 по 2014 год.



Таким образом, за
последние годы можно опираться только на статистику Национального лифтового
союза и Национального союза страховщиков ответственности. По объединенным
данным, за последние 3 года произошло около 100 аварий, в которых погибло более
40 человек и было ранено около 100 человек.



Статистика
страховых выплат за этот же период значительно скромнее – обратились за
выплатами потерпевшие по 30 авариям, в которых погибло 5 человек и еще 16
получили ранения.



Такое соотношение
между произошедшими авариями и осуществленными выплатами объясняется следующими
причинами:



1) При гибели
человека не всегда есть надлежащие выгодоприобретатели, которым полагается
страховая выплата в рамках Закона № 225-ФЗ;



2) С марта 2012
года по сентябрь 2014 года не существовало нормативного документа,
регламентирующего расследование аварий на лифтах. В результате этого
расследование Ростехнадзора не проводилось, акт технического расследования
аварии не составлялся. Отсутствие акта технического расследования аварии не
позволяло страховщикам принять решение о страховой выплате в соответствие с
требованиями Закона № 225-ФЗ. Сейчас эта проблема решена.



3) Значительное
число пострадавших на лифтах не знает о своих правах на получение страховой
выплаты.





- Чем можно объяснить такую высокую частоту происшествий?



- Основными же
причинами достаточно высокой аварийности с этими видами опасных объектов
являются:



- общее
неудовлетворительное состояние лифтового хозяйства (в среднем примерно треть
лифтов в России выработала свой ресурс);



- нехватка
квалифицированных специалистов для обслуживания лифтов и обеспечения их
безопасной эксплуатации;



- экономия
владельцев лифтов на привлечении специализированных организаций для
обслуживания лифтов;



- отсутствие
нормативной документации, позволяющей Ростехнадзору осуществлять контроль и
надзор за безопасностью лифтов в полном объеме.







Источник: Коринс.ру

1
1

0
0

Читайте также

6119 thumb

Новости: «Согласие» предлагает Рою Джонсу индивидуальные условия страхования ушей

07.08.2020
6118 thumb

Новости: Прибыль страховой компании «Согласие-Вита» в I полугодии 2020 года выросла более чем в пять раз

07.08.2020
6117 thumb

Новости: АПСБ: в 2021 году по ДМС будут пользоваться спросом продукты-конструкторы

07.08.2020
6116 thumb

Новости: Программа «Страховой бизнес» подтвердила соответствие требованиям профессиональных стандартов

07.08.2020
6115 thumb

Новости: НСА и Минсельхоз Крыма обсудили с аграриями проблемы и меры по развитию агрострахования в регионе

07.08.2020

Последние альбомы
68 thumb

XVII Международная конференция по страхованию

10.07.2019
67 thumb

8 марта в Клубе журналистов

13.03.2019
66 thumb

Пресс-конференция «Взрывы, наводнения, ураганы: как населению компенсировать свои потери»

30.01.2019
64 thumb

Пресс-конференция ВСС

01.11.2018
63 thumb

Бизнес-завтрак Финтех Лаб и ВСС

16.07.2018

Последние видео
Недобросовестные автоюристы
74 rightPlay video2
добавлено 30.07.2020
Страховой сектор: задачи сегодняшнего дня и прогнозы.
73 rightPlay video2
добавлено 21.04.2020
Пресс-конференция ВСС «Существует ли страховая защита от коронавируса?»
72 rightPlay video2
добавлено 18.03.2020