Ликбез > Глава НССО: треть лифтового фонда изношена
1421 show

добавлено 20.01.2016 17:26
автор korins.ru



















Только в Москве в последнее время
произошло несколько резонансных ЧП, связанных с лифтами. В этой связи «Человек
и закон» на Первом канале покажет зрителю реальное положение дел в лифтовом
хозяйстве, объяснит причины ЧП и даст практические рекомендации. Президент
Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев разъяснит
в рамках сюжета порядок осуществления страховых выплат при авариях на лифтах.
Он уточнил, что в настоящее время, по оценкам экспертов, треть лифтов в стране изношены и подлежат замене. Программа выйдет в эфир 22 января.



 



-
Андрей Васильевич, кто несет ответственность за гибель (увечье) пассажира в
лифте жилого дома? Лифтовое хозяйство жилого дома застраховано? Кем?



- Лифт – это опасный объект, и
ответственность за вред, причиненный при его эксплуатации, всегда несет его
владелец.



При этом под владельцем лифта в рамках
Закона № 225-ФЗ (об обязательном страховании ответственности владельца опасного
объекта перед третьими лицами ОС ОПО) понимается организация, осуществляющая его
непосредственную эксплуатацию, и, в зависимости от особенности управления
домовым хозяйством, это могут быть:



·      
Застройщик (с момента сдачи в эксплуатацию до передачи лифта
в управление надлежащему владельцу),



·      
Управляющая компания,



·      
ТСЖ либо жилищный кооператив (при осуществлении ими
управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом
с управляющей компанией),



·      
Специализированная лифтовая организация, с которой заключен
договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов
(в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками
помещений в данном доме)



До 15.03.2013 года ответственность
владельцев части лифтов (жилой фонд) не страховалась, т.к. лифты жилого фонда
были выведены из состава опасных производственных объектов, что не позволяло
относить их к категории опасных объектов в трактовке Закона № 225-ФЗ.



С 15.03.2013 года согласно Закону №
225-ФЗ лифты выделены в отдельную группу опасных объектов, соответственно
страховать свою ответственность должны все владельцы лифтов.





- Все ли лифты застрахованы?



- По данным АИС
НССО, по итогам 2015 года гражданскую ответственность застраховали владельцы
около 490 тыс. лифтов, что составляет порядка 92% от общего количества
зарегистрированных в стране лифтов, которых в России порядка 530 тыс.



Т.е. можно сказать, что уровень охвата
страхованием высокий, но наша цель – обеспечить 100% охват.



Страховать
ответственность владельцев опасных объектов - лифтов в рамках Закона № 225-ФЗ
вправе только те страховые компании, которые имеют соответствующую лицензию от
Банка России и являются членами нашего союза – НССО.



Отдельно хотелось
бы отметить произошедшие за последние годы изменения в части обеспечения
надзора и контроля за лифтами.



Так, до 09.03.2012
года все лифты (жилого фонда, производственных зданий, объектов торговли и
т.п.) входили в состав опасных производственных объектов (ОПО), контроль и
надзор за ними осуществлялся Ростехнадзором.



С 09.03.2012 года
лифты жилого фонда перестали входить в состав ОПО, надзор за ними со стороны
Ростехнадзора прекратился. Под контролем остались только лифты, расположенные в
административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к
жилищному фонду.



С 15.02.2013 года
вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов».



С 15.03.2013 года
все оставшиеся лифты также были выведены из состава ОПО, Ростехнадзор также
утратил за ними контроль и надзор.



С 25.05.2013 года
Правительство возложило обязанность по контролю и надзору снова на
Ростехнадзор, но уже не в составе ОПО, а в виде отдельной группы устройств. В
связи с этим все нормативные документы Ростехнадзора (касающиеся ОПО) перестали
распространяться на лифты, т.о. возник правовой «вакуум». Ростехнадзор, в
частности, перестал расследовать аварии на лифтах, поскольку не было
нормативного документа, который бы это регламентировал.



С 04.09.2014 года
действуют Правила проведения технического расследования причин аварий на
опасных объектах – лифтах.



Ростехнадзор не
имеет возможности полноценно обеспечивать (ввиду отсутствия соответствующей
нормативной базы) надзор за лифтами жилого фонда с 2012 года, а надзор за
лифтами нежилого фонда - с 2013 года.



До сих пор не
приняты 2 важных документах, касающихся лифтов - это:



·      
Правила эксплуатации лифтов;



·      
Порядок ввода лифтов в эксплуатацию и их учета.



- Имеются ли данные
по трагедиям, которые произошли в Москве ЖК «Алые паруса», ул. Островитянова?
Кто-то обращался за выплатой страховки?



Безусловно, НССО в
курсе произошедших событий и держит их на контроле.



Трагедия,
произошедшая в декабре на ул. Островитянова (страховщик – СК «Ресо-Гарантия»),
очень ярко показывает одно из важнейших упущений закона. Напомню, тогда погиб
10-месячный ребенок, но единственная выплата, на которую вправе рассчитывать
родители погибшего малыша – это 25 тыс. руб. – компенсация расходов на его
погребение. Дело в том, что сейчас при гибели человека в результате аварии на
опасном объекте фиксированная выплата в размере 2 млн. руб. положена только
иждивенцам погибшего, а у маленького ребенка таковых просто не может быть.



Проект изменений в
закон, который расширил бы перечень выгодоприобретателей, сейчас находится на
рассмотрении Госдумы. И мы очень надеемся, что в самом ближайшем времени эти
изменения будут приняты.



В ситуации с «Алыми
парусами» (страховщик – СК «ВТБ Страхование») у погибшей девушки остались
малолетние дети, и они вправе получить 2 млн. руб. Но в данном случае обращений
за выплатой еще не было, т.к. происшествие произошло совсем недавно и
родственникам, естественно, пока не до сбора документов.



И в одном, и в
другом случае владельцы лифтов свою ответственность застраховали, как того
требует закон. Но даже если бы договора страхования не было, то потерпевшие все
равно имели бы право на получение компенсаций – выплаты осуществлял бы наш Союз
– НССО.



По произошедшему в
Дмитрове событию, когда молодая женщина погибла, пытаясь спасти ребенка,
заблокированного в лифте, компенсацию осуществила страховая компания ВСК.



- Какова процедура
обращения? Как рассчитывается страховка?



- Обращение за страховой выплатой –
стандартная и простая процедура. Надо обратиться в страховую компанию или в
НССО (если владелец лифта не застраховал свою ответственность) с заявлением о
выплате и минимальным набором документов.



В случае гибели
человека – это свидетельство о смерти, платежные документы, подтверждающие
расходы на его погребение (если есть) и документы, подтверждающие, что
выгодоприобретатель находился на иждивении у погибшего кормильца. Выплата в
этом случае фиксированная – 2 млн руб. + до 25 тыс руб. – по фактическим
расходам на погребение.



Если же вред
причинен здоровью – то с заявлением надо предоставить только медицинские
документы, устанавливающие характер и тяжесть причиненного здоровью вреда. При
этом выплата рассчитывается по специальной «таблице выплат», которая утверждена
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 №1164. По ней каждой травме
соответствует определенная сумма компенсации, которая зависит именно от тяжести
этой травмы, а не от того, сколько человек потратит денег на ее лечение и
потратит ли их вообще. Обычно сумма этих фиксированных выплат в 2-3 раз больше
фактических затрат на лечение, однако если лечение окажется дороже, то страховщик
обязан доплатить разницу.



Такой порядок
выплаты за вред здоровью впервые был применен именно в этом виде обязательного
страхования, и лишь потом этот правильный и справедливый порядок распространили
на другие виды обязательного страхования.



Следует отметить,
что для выплаты страховщику нужен еще один документ – Акт расследования причин
аварии на опасном объекте, который поступает страховщику от комиссии
Ростехнадзора, которая расследует эту аварию или, в определенных случаях, от
владельца опасного объекта.



- Насколько часты
происшествия в лифтах, исходя из практики страховых выплат?



- Статистика происшествий на лифтах
ведется 3 независимыми организациями: Ростехнадзором, Национальным лифтовым
союзом и Национальным союзом страховщиков ответственности.



Однако, как уже
говорилось ранее, в связи с выводом лифтов из состава ОПО Ростехнадзор не
осуществлял контроль за аварийностью лифтов и не вел соответствующую статистику
с 2012 по 2014 год.



Таким образом, за
последние годы можно опираться только на статистику Национального лифтового
союза и Национального союза страховщиков ответственности. По объединенным
данным, за последние 3 года произошло около 100 аварий, в которых погибло более
40 человек и было ранено около 100 человек.



Статистика
страховых выплат за этот же период значительно скромнее – обратились за
выплатами потерпевшие по 30 авариям, в которых погибло 5 человек и еще 16
получили ранения.



Такое соотношение
между произошедшими авариями и осуществленными выплатами объясняется следующими
причинами:



1) При гибели
человека не всегда есть надлежащие выгодоприобретатели, которым полагается
страховая выплата в рамках Закона № 225-ФЗ;



2) С марта 2012
года по сентябрь 2014 года не существовало нормативного документа,
регламентирующего расследование аварий на лифтах. В результате этого
расследование Ростехнадзора не проводилось, акт технического расследования
аварии не составлялся. Отсутствие акта технического расследования аварии не
позволяло страховщикам принять решение о страховой выплате в соответствие с
требованиями Закона № 225-ФЗ. Сейчас эта проблема решена.



3) Значительное
число пострадавших на лифтах не знает о своих правах на получение страховой
выплаты.





- Чем можно объяснить такую высокую частоту происшествий?



- Основными же
причинами достаточно высокой аварийности с этими видами опасных объектов
являются:



- общее
неудовлетворительное состояние лифтового хозяйства (в среднем примерно треть
лифтов в России выработала свой ресурс);



- нехватка
квалифицированных специалистов для обслуживания лифтов и обеспечения их
безопасной эксплуатации;



- экономия
владельцев лифтов на привлечении специализированных организаций для
обслуживания лифтов;



- отсутствие
нормативной документации, позволяющей Ростехнадзору осуществлять контроль и
надзор за безопасностью лифтов в полном объеме.







Источник: Коринс.ру

1
1

0
0

Читайте также

5566 thumb

Новости: РСА поддерживает компромиссный вариант поправок к закону об ОСАГО, предусматривающий стабильность тарифов

20.11.2019
5565 thumb

Новости: По происшествию в Пензе положены страховые выплаты по ОСОПО

19.11.2019
5564 thumb

Новости: СК «Согласие» прокотировала котов-путешественников

15.11.2019
5563 thumb

Новости: Школьный автобус, попавший в ДТП под Гусь-Хрустальным, застрахован в «Росгосстрахе» по ОСГОП

15.11.2019
5562 thumb

Новости: ВСС подвел итоги деятельности страховщиков жизни за 9 месяцев 2019 года

15.11.2019

Последние альбомы
68 thumb

XVII Международная конференция по страхованию

10.07.2019
67 thumb

8 марта в Клубе журналистов

13.03.2019
66 thumb

Пресс-конференция «Взрывы, наводнения, ураганы: как населению компенсировать свои потери»

30.01.2019
64 thumb

Пресс-конференция ВСС

01.11.2018
63 thumb

Бизнес-завтрак Финтех Лаб и ВСС

16.07.2018

Последние видео
Здоровый пациент
69 rightPlay video2
добавлено 30.10.2019
XVII Международная конференция по страхованию 2019
68 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019
IX Всероссийский конгресс пациентов
67 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019