Комьюнити > Почти треть российских космических запусков в 2015г застрахованы в российских СК
1603 show

добавлено 25.02.2016 11:47
автор Олег Крупенов

Из 37 российских космических запусков 2015 года 15 застрахованы в российских страховых компаниях. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс на 7-ой международной конференции "Авиационное и космическое страхование в России" в четверг.

Россия традиционно занимает первое место в мире по количеству запусков (всего 37 запусков: 26 орбитальных и 11 суборбитальных) по итогам 2015 года. Для сравнения: США – 20 запусков, Китай – 16 запусков, Европа – 11 запусков.

Из 37 российских запусков 2015 года:
- 15 застрахованы в российских компаниях;
- 5 застрахованы в иностранных компаниях (коммерческие запуски в интересах иностранных заказчиков);
- 17 запусков не были застрахованы (запуски в интересах Минобороны и суборбитальные запуски).

В 2015 году произошло две крупных аварии ракет-носителей, напомнил И.Юргенс.
В апреле из-за аварийного запуска с космодрома Байконур был потерян грузовой корабль «Прогресс М-27М», который должен был доставить топливо и продукты на МКС. Страховщиками аварийного запуска были российские страховщики. Страховая выплата составила почти 2 млрд рублей.
В мае при запуске с космодрома Байконур произошла авария ракеты «Протон» с космическим аппаратом «МекСат-1». Страховая выплата составила более 200 млн долларов США. Из-за снижения рейтинга России и снижения рейтинга национальных страховщиков, российские компании не участвовали в страховании и в выплате по данной аварии, сообщил И.Юргенс.

С учетом общего числа запусков статистика аварийности вполне приемлемая и уровень надежности российской космической техники остается на достаточно высоком уровне. Однако, в связи с уже не первой аварией ракеты-носителя «Протон», страховые и перестраховочные тарифы по данной ракете-носителю существенно выросли. Снижение тарифов может ожидаться после безаварийной серии запусков (5-10 запусков подряд), отметил И.Юргенс.
Ситуация, связанная с санкциями и понижением рейтинговых показателей России привела к еще более активному развитию работы по космическому перестрахованию с альтернативными рынками. Основными контрагентами российских страховщиков стали компании Китая. "Причем, произошло увеличение обоюдного обмена рисками по космической тематике, по линиям входящего и исходящего перестрахования", - прокомментировал И.Юргенс.

Он также отметил, что в 2015 году увеличилась потребность в страховании космической техники, создаваемой по заказу Минобороны РФ, что привело к необходимости расширения национальной емкости по космическому перестрахованию и поиску альтернативных «несанкционных» емкостей.
Кроме того, по словам И.Юргенса,  в 2015 году успешно реализована система финансирования страхования космических рисков путем предоставления субсидий предприятиям отрасли из федерального бюджета. Все 15 запусков, застрахованные российскими страховщиками в 2015 году, были обеспечены субсидиями.

По его словам, существуют опасения, что в 2016 году объем финансирования космического страхования может быть уменьшен, что может привести к крупным незапланированным потерям государственного бюджета из за возможных аварий космической техники, как это случилось в «аварийных» 2011-2013 годах, когда ущерб государства от аварий космической техники составил более 20 млрд рублей.

Сегодня формируются новые подходы к организации системы страхования рисков предприятий, вошедших в Госкорпорацию "Роскосмос". Подготовлен новый проект концепции страхования рисков космической деятельности, который разрабатывается по поручению Президента РФ от 2014 года. В данное время проект проходит процедуру согласования со смежными министерствами и ведомствами.

Дальнейшее развитие рынка космического страхования в России во многом зависит от решений и подходов, которые будут приняты руководством космической отрасли в ближайшее время, считает И.Юргенс.
"Несмотря на непростой финансовый год, мы надеемся, что страхованию будет уделено особое внимание, как основному механизму экономической защиты космических предприятий", - прокомментировал президент ВСС и РСА.

Концентрация рынка страхования авиационных рисков продолжает расти вслед за сжатием авиационного рынка.
"Сегодня на топ-10 страховщиков приходится примерно 90% совокупной премии, а на долю топ-5 - свыше 70%. Ставки премий и на международном и на российском рынке снижаются", - отметил И.Юргенс. Он отметил, что некоторый рост сбора премии российскими авиационными страховщиками определяется не увеличением числа застрахованных воздушных судов, а изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте, в которой фиксируются страховые премии в отношении «лизинговых» самолетов, составляющих основу парка крупнейших российских авиаперевозчиков.

Финансовые проблемы авиакомпаний приводят к задержкам оплаты страховых премий и росту дебиторской задолженности страховщиков.
 
Ситуация на авиационном рынке крайне сложная, отметил И.Юргенс. Авиатранспортная отрасль России в сложившихся условиях вошла в затяжной структурный кризис, характеризующийся спадом перевозок, крупными убытками, изменением структуры перевозок и структуры затрат. В течение 2015 г. кризис нарастал, особенно в 4 квартале, когда спад пассажирооборота достиг 20%. На фоне инфляции затрат и девальвации рубля меняется структура перевозок: уходят рентабельные международные направления и растет доля убыточных внутренних перевозок. По подсчетам ГосНИИ ГА, за 6 месяце 2015 г. авиакомпании получили на внутренних воздушных линиях 32 млрд руб. убытка, на международных воздушных линиях 5,5 млрд руб. прибыли, а в целом по воздушному транспорту – 26,5 млрд руб. убытка. По данным Росавиации, совокупный финансовый убыток авиакомпаний в 2015 году увеличился на 70%. Основная часть перевозок российскими авиакомпаниями осуществляется на воздушных судах, эксплуатирующихся на условиях лизинга, при этом авиаперевозчики платят за лизинг судов в иностранной валюте и вследствие падения курса рубля несут серьезные убытки. "Авиакомпании стоят перед необходимостью сворачивания программ перевозок, сокращения флотов воздушных судов и повышения цен на авиабилеты", - сообщил И.Юргенс. Рынок авиаперевозок сжимается, многие авиаперевозчики уходят, в частности в 2015 году прекратила полеты одна из крупнейших российских авиакомпаний «Трансаэро».
"Авиационной отрасли требуется грамотная государственная поддержка, включая оптимизацию управления воздушным движением, регулирование тарифов на аэропортовые услуги, обнуление НДС на внутренних линиях, совершенствование механизмов субсидирования внутренних перевозок, минимизацию ограничений в части международных перевозок и другие меры", - считает И.Юргенс.

С перестрахованием рисков российских гражданских авиаперевозчиков на западном перестраховочном рынке больших проблем не наблюдается, но при убытках нельзя полностью исключать случаи отказа перестраховщиков в выплате перестраховочного возмещения по «санкционным» причинам. Сложности возникают при перестраховании рисков государственной авиации, и в первую очередь военной. Они частично решаются как размещением рисков на альтернативных рынках, так и путем объединения усилий нескольких компаний посредством сострахования. По словам И.Юргенса, немалые надежды связываются с ожидаемым созданием национальной перестраховочной компании (НПК).

Страховой год для российского рынка в плане аварийности можно было бы назвать относительно благополучным, если бы не трагедия с самолетом А321 на Синайском полуострове. По версии компетентных органов катастрофа произошла в результате теракта 31 октября 2015 года во время выполнения рейса авиакомпании «Когалымавиа» («МЕТРОДЖЕТ») из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Погибли 217 пассажиров и 17 членов эктипажа. Риски каско и ответственности в отношении Воздушного судна были застрахованы в Ингосстрахе. К настоящему времени (согласно официальным сообщениям страховщика) произведены выплаты возмещения свыше 23 млн долл. США по каско и свыше 300 млн рублей родственникам погибших пассажиров по рискам ответственности. О суммарном размере возможных выплат по этому авиапроисшествию говорить пока рано, считает президент ВСС и РСА.
 
Без катастрофы А321 показатели аварийности по самолетам 1-3 классов в 2015 году примерно

соответствовали бы среднестатистическим показателям последних нескольких лет и даже демонстрировали тенденцию снижения количества авиапроисшествий. К сожалению, это не касается вертолетов, по которым количество авиационных происшествий и катастроф на протяжении 5-ти лет держится примерно на одном и том же неудовлетворительном уровне - 1,5 – 2 авиапроисшествия на 100 тыс. часов налета без учета авиации общего назначения, по которой показатели ещё хуже, сообщил И.Юргенс.


2
0

2
0

Читайте также

5508 thumb

Новости: Советником президента ВСС назначен Дмитрий Горовцов

23.09.2019
5507 thumb

Новости: По итогам 8 месяцев средняя выплата по ОСАГО продолжает расти, средняя премия - снижаться

23.09.2019
5506 thumb

Новости: «МАКС» от имени РСА начинает осуществлять компенсационные выплаты по ОСАГО в Самарской области

23.09.2019
5504 thumb

Новости: Пострадавшие в ДТП в Турции туристы застрахованы в страховой компании «Согласие»

23.09.2019
5503 thumb

Новости: НСА внес предложения по регламентированию и уточнению ветеринарных правил

19.09.2019

Последние альбомы
68 thumb

XVII Международная конференция по страхованию

10.07.2019
67 thumb

8 марта в Клубе журналистов

13.03.2019
66 thumb

Пресс-конференция «Взрывы, наводнения, ураганы: как населению компенсировать свои потери»

30.01.2019
64 thumb

Пресс-конференция ВСС

01.11.2018
63 thumb

Бизнес-завтрак Финтех Лаб и ВСС

16.07.2018

Последние видео
XVII Международная конференция по страхованию 2019
68 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019
IX Всероссийский конгресс пациентов
67 rightPlay video2
добавлено 29.07.2019
О финансовом уполномоченном
66 rightPlay video2
добавлено 03.06.2019