Доля правильных ответов по блоку вопросов о финансовой грамотности составила в среднем 45%. Такие результаты опроса среди потребителей и поставщиков финансовых услуг представило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ).
Исследование проводилось с июня по декабрь 2015 года в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка, в нем приняли участие 5000 человек.
Как отмечается в исследовании, около половины респондентов правильно ответили на вопросы о процентной ставке на вклад (52%) и влиянии инфляции (53%), сложные проценты вычислили 42%, а связь между доходностью и риском увидели 35% опрошенных. Только 12% опрошенных дали правильные ответы на все четыре предлагаемых вопроса, еще 21% – на три вопроса. Минимальный уровень финансовой грамотности имеют 20% респондентов, которые не смогли дать ни одного правильного ответа.
По результатам исследования было выявлено, что финансовая грамотность тесно связана с уровнем образования: среди минимально грамотных 32% имеют образование ниже общего среднего. При этом россияне с разным уровнем финансовой грамотности не имеют существенных отличий по материальному положению. Исключение составляет группа с минимальным уровнем финансовой грамотности – ее показатели материального статуса ниже, чем у остальных групп.
Измерение финансовой грамотности проводилось также с помощью самооценки респондентов: почти половина опрошенных (42%) указали, что обладают удовлетворительными, средними знаниями и навыками; оценки выше среднего уровня указали 15% участников опроса, ниже среднего – 41%.
Как показало исследование, минимальный уровень осведомленности участники опроса имеют по вопросам защиты прав потребителей при взаимодействии должников и коллекторских агентств (8% высокий, 37% средний и 55% – низкий). Низкий уровень знаний указывается респондентами также относительно мер по защите от мошенничества в финансовой сфере (низкую осведомленность указали 46% и 45% соответственно).
По собственной оценке, россияне лучше всего информированы о принципах составления личного бюджета расходов и доходов – 33% выбрали высокий уровень, 48% – средний и только 19% – низкий.
Кроме того, финансовая грамотность прямо пропорционально связана с активностью использования дистанционных каналов: в группе с высокой финансовой грамотностью Интернет-банком пользовались 25%, мобильным банком 16%, а с минимальным – только 4% каждым из способов. Аналогичное распределение наблюдается и относительно вовлеченность в безналичные платежи – среди представителей группы с минимальной финансовой грамотностью только 35% отметили, что пользуются безналичными платежами, а с высокой – 67%, средней 55%, низкой 49%.
В рамках был проведен эксперимент, в ходе которого участники должны были сделать выбор в пользу различных финансовых продуктов и услуг (или отказа от них) в условиях неопределенности. При текущем уровне раскрытия информации в финансовых документах, большинство потребителей не смогли сделать осознанный выбор и избежать всех возможных рисков, связанных с пользованием различными продуктами, что свидетельствует о низком уровне доступности финансовых услуг с точки зрения их качества.
Источник: НАФИ