Жизнь > НАФИ: В автокаско отмечается самый низкий за 5 лет уровень убыточности
3719 show

добавлено 18.05.2017 10:47
автор korins.ru

Автострахование в 2016 году сократилось в удельном выражении в общих объемах рынка, при этом резкий скачок убыточности по ОСАГО привел к системному кризису в отрасли, однако в автокаско отмечается самый низкий за 5 лет уровень выплат и убыточности. Об этом сообщается в обзоре статистики Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). 

Совокупная доля автокаско и ОСАГО снизилась с 42,7% до 36,7%. В ОСАГО быстрыми темпами росла убыточность. Обострилась проблема, связанная с активной деятельностью мошенников- автоюристов. Доля нестраховых выплат российских компаний становится больше год из года: в 2010-2011 гг. она составляла 15%, в 2016 году – превысила 50%. Это стимулировало принятие ряда законодательных изменений, направленных на стабилизацию ситуации в моторных сегментах. Параллельно с ростом убыточности в ОСАГО стали сокращаться премии. Коэффициент выплат по автокаско, напротив, последние годы снижается (78,6% в 2014 и 57,1% в 2016), и в 2016 году находится на рекордно низком уровне. Причины данной тенденции – рост тарифов, распространение франшиз и снижения расходов на КВ. 

По данным НАФИ, сегмент автокаско по итогам 2016 года является прибыльным для большинства страховщиков и показывает лучший бизнес-результат за свою историю. Убыточность автокаско не начнет расти, если не будет нового валютного шока и резкого роста стоимости запчастей и ремонта. Также из положительных тенденций – развитие технологий и современных решений в моторных сегментах, например, «умное страхование». Также отмечается рост продаж полисов ОСАГО и автокаско через интернет: в моторных видах страхования на онлайн пришлось 0,9% продаж. 

Рынок автокаско сокращается уже второй год подряд – и в объемах, и в количестве заключенных договоров. Средняя премия по автокаско за год снизилась (с 49,1 до 47,2 тыс. рублей), а средняя выплата превысила 82 тыс. рублей. В 2016 году в сегменте автокаско работало 126 страховщиков против 165 в 2015-м. У 20% страховщиков (25 компаний) коэффициент превышает 100%. 

В то же время средний по рынку коэффициент выплат в последние годы снижается (78,6% в 2014 и 57,1% в 2016). «В 2016 году коэффициент на рекордно низком уровне – из-за роста тарифов, распространения франшиз и снижения расходов на КВ. Автокаско не только является прибыльным для большинства страховщиков, по итогам года данный сегмент показывает отличный финансовый результат. Убыточность данного вида страхования может начать расти только в результате нового валютного шока», - говорится в обзоре. 

Рост премий по ОСАГО замедлился в первой половине года и стал отрицательным во втором полугодии. Убыточность по ОСАГО росла высокими темпами. Коэффициент выплат в третьем квартале 2016 года достиг критических значений в 72%, а в четвертом – вырос до 73%. Средняя выплата по ОСАГО в 2016 году составила 62,2 тыс. рублей (46,3 рублей в 2015-м), что связано с увеличением стоимости запчастей и услуг по ремонту. Средняя премия составляет 6,1 тыс. рублей. 

Также увеличилось число «токсичных» регионов с уровнем выплат около 80% и выше: 7 на начало года и 26 – на конец, отмечает НАФИ.

Катастрофически вырос ущерб от автоюристов-мошенников: по данным РСА, в прошлом году объем страховых выплат по суду - 13,142 млрд рублей, нестраховых - 13,159 млрд рублей, из них штрафы по закону о защите прав потребителей – 8,5 млрд, экспертизы и оплата услуг автоюристов – 4,7 млрд. Еще 20 млрд рублей в 2016 году списано инкассо по решению судов с компаний. Если сопоставить эти цифры с общим объемом выплат (172 млрд рублей), то видим, что доля судебных выплат страховщиков ОСАГО от всех выплат составляет примерно 25%. 

Как отмечается в обзоре НАФИ, все эти проблемы сократили число игроков на рынке ОСАГО. А лидер сегмента – ПАО «Росгосстрах» - на фоне существенного сокращения доли рынка показывает серьезные убытки. 

Кроме этого, негативные тренды в сегменте привели к ускорению ряда изменений. Уже в 2017 году был принят новый Закон об ОСАГО, устанавливающий приоритет «натуральной выплаты» над денежной компенсацией. По оценкам НАФИ, это может частично решить проблему давления деятельности мошенников-автоюристов на рынок ОСАГО. 

Распределение продаж по каналам в моторных видах страхования отличается от среднего по рынку: ключевым каналом продаж являются агенты (58,2% премий), также важные каналы - другие юридические лица, включая агентские компании (20%), и автосалоны (15,6%). Динамика онлайн продаж также более оптимистичная, чем в других сегментах (2013 г. – 0,3%, 2014-2015 гг. – 0,5%, 2016 г. – 0,9%).

Тенденции развития моторных видов страхования

Рынок автокаско продолжил сжиматься: объем премий сократился в 2016 году на 16,6 млрд рублей или на 5,5 п.п. Основные причины – невысокие продажи авто, снижение реальных доходов населения, демпинг тарифов. Положительную роль играют продукты, позволяющие водителям экономить, – «умное страхование» и продукты с франшизой, сообщает НАФИ.

«Умное страхование», или продукты с телематикой, дают страховщикам возможность лучше управлять рисками по клиентам. Специальное оборудование, установленное на машине, позволяет страховщику отслеживать манеру вождения и класс безопасности водителя на основании собранной статистики, фактический пробег транспортного средства, степень риска региона использования и другие моменты, на основании которых устанавливается стоимость полиса. При аккуратном вождении ее могут пересчитать в меньшую сторону. Статистика по вождению предоставляется автовладельцу в онлайн-формате в личном кабинете клиента. 

В России страховые продукты с телематикой предлагает более 10 страховщиков. По оценкам НАФИ, количество владельцев полисов «умного страхования» составляет 35-55 тысяч. Доля полисов «умного» автокаско превышает 1%. Тем не менее, рынок перспективен, к 2020 году ожидается, что проникновение «умного» автострахования достигнет 52%, а количество действующих полисов – 3 млн. Уже в 2017 году рост продаж в этом сегменте составит 100%. Дополнительным импульсом для этого может стать обязательная установка устройств «ГЛОНАСС» в каждый новый автомобиль с 1 января 2017 года. Это свыше 1,5 млн авто в год. 

Также развивается страхование с франшизой, в рамках которого клиент сам платит частично при наступлении страхового случая. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос с 20% до 60%, у директ-страховщиков на продукты с франшизой приходится до 80-90% всех продаж полисов автокаско. 

НАФИ отмечает еще один тренд, актуальный для моторного страхования, - сжатие российского авторынка, снижение продаж новых авто. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016 году продажи упали на 11,1% (было продано 1,424 млн новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей), в 2017 году тенденция продолжилась (за 2 месяца еще минус 4,1%). В то же время, активизировались продажи на вторичном рынке авто, что напрямую влияет на сегмент автокаско, покупатели подержанных авто предпочитают обойтись без автокаско либо покупают полисы с большой франшизой или ограниченным набором рисков. 

В 2016 году в сегменте автокаско работало 126 страховщиков (в 2015 году – 165). Из них 25 имеют коэффициент выплат выше 100%. Средний по рынку коэффициент выплат снижается (78,6% в 2014 и 57,1% в 2016), и в 2016 году находится на рекордно низком уровне.

Thumb 11











Эксперты НАФИ отмечают, что к резкому скачку убыточности по ОСАГО привела деятельность недобросовестных посредников. «В ОСАГО в 2016 году развернулась настоящая драма, связанная с катастрофически выросшим ростом убыточности сегмента и высоким ущербом рынку от деятельности мошенников-автоюристов. Все попытки законодателей оживить сегмент не имели должного эффекта», - сообщается в обзоре НАФИ. Так, увеличение 8 тарифов по ОСАГО привело к тому, что часть водителей перестали покупать полисы. Количество договоров страхования сократилось в 2016 году на 1,4 млн (это в дополнение к сокращению на 3 млн в 2015 году). Также именно это повышение увеличило стремление автовладельцев получить максимальную выплату со страховщиков, в том числе, с помощью автоюристов. В результате свыше 50% от выплат страховщиков пришлось именно на долю мошенников. По данным РСА, объем страховых выплат по решению суда составил 13,14 млрд рублей (по данным ЦБ – 15,63 млрд рублей), а 13,16 млрд рублей выплачено в виде штрафов и прочих расходов (оплата юридических услуг, экспертиз). В 2017 году был принят новый Закон об ОСАГО о приоритете «натурального возмещения», призванный решить эту проблему.

Количество компаний, работающих в этом сегменте, продолжило снижаться: в 2014 году их было 99, на конец 2016 осталось 72. 

Рост выплат по ОСАГО обгоняет рост премий. В I квартале 2016 года разница составляла менее 1 п.п., в I полугодии – уже 19 п.п., то по итогам года – почти 33 п.п. Объем выплат вырос на 39,7%. Средняя выплата по ОСАГО за год увеличилась с 46,4 тыс. рублей до 64,2 тыс. рублей. У 16 страховщиков ОСАГО коэффициент выплат превышает 77%, у 11 -100%. У «Росгосстраха» коэффициент составляет 128%.

Thumb 21











Растет число «токсичных» регионов: в начале года регионов с коэффициентом выплат более 80% было 7, то к концу года их стало уже 26. В 14 из этих регионов выплаты превышают премии. Лидеры по «токсичности» - Карачаево-Черкесская Республика, Адыгея, Волгоградская, Ивановская область, Ингушетия, Ростовская область и Краснодарский край, отмечает НАФИ.

Рынок в 2017 году вырастет на 10-15%

По оценкам НАФИ, рынок в 2017 году вырастет на 10-15%. Произойдет дальнейшее сокращение числа страховщиков, как по указаниям регулятора, так и в рамках добровольного отказа от лицензий, сделок M&A.

В моторных видах страхования ситуация начнет улучшаться. Рынок ждет развитие интернет-канала продаж и рост доли е-полисов ОСАГО. Убыточность в ОСАГО продолжит расти, в автокаско убыточность останется на низком уровне или продолжит снижение, если не случится «форс-мажорных валютных шоков», отмечает НАФИ. 

В ОСАГО, несмотря на введение «натуральной выплаты», сохраняются возможности мошенничества со стороны автоюристов. После введения натурального возмещения уровень выплат будет снижаться, однако до переломного тренда в этом направлении пока далеко. Как результат – ряд страховщиков откажется от этого вида страхования, сообщает НАФИ. 

По автокаско прогноз по году оптимистичный: в 2017 году сегмент продемонстрирует положительную динамику премий +10-12%. Факторами, оказывающими позитивное влияние, являются: прибыльность данного вида страхового бизнеса, активизация кредитования, развитие продуктов с франшизой и телематикой.

Источник: НАФИ

0
0

0
0

Читайте также

11120 thumb

Новости: ВСК: С начала года стоимость ремонта авто снизилась на 2% до 153 тыс. рублей

19.04.2024
11119 thumb

Комьюнити: Страховая компания «МАКС-Жизнь» отмечает 20-летний юбилей

19.04.2024
11118 thumb

Жизнь: В СберСтраховании рассказали, как уберечь себя при непогоде

19.04.2024
11117 thumb

Новости: Агростраховщики приступили к реализации мер «Дорожной карты» Минсельхоза РФ и НСА

19.04.2024
11116 thumb

Новости: АО «РНПК» оценило рынок перестрахования по итогам 2023 года

18.04.2024

Последние альбомы
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023
74 thumb

XVIII Международная Конференция по страхованию (Russian Insurance Summit 2023) «Страхование – ответ на вызовы времени»

04.07.2023
73 thumb

Пресс-конференция ВСС «Страхование жизни: итоги 1 полугодия 2022 года»

09.08.2022

Последние видео
Круглый стол ВСС «Страхование киберрисков», Уральский форум «Кибербезопасность в финансах» 2024
90 rightPlay video2
добавлено 16.02.2024
Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023»
89 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023
XVIII Конференция ВСС 2023: Круглый стол 6. Перестрахование
88 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023