При покупке автомобиля россияне руководствуются не только стоимостью и маркой, но и уровнем технологического оснащения. Сегодня половина автомобилистов в нашей стране уже не готовы покупать машину без подогрева сидений и руля, а четверть — без автоматического экстренного торможения. И, как свидетельствует совместное исследование «Росгосстраха» и «Авто.ру»1, доплачивать за эти функции готовы 89% опрошенных.
Для 64% респондентов при выборе авто решающим критерием остается стоимость. 42% назвали важнейшим фактором надежность, а 40% — марку и экономичный расход топлива. Примечательно, что мощность двигателя значима лишь для 30% водителей*.
Уже сегодня личные автомобили россиян по умолчанию укомплектованы функциями, которые еще недавно считались опциональными. Самой распространенной стала система подогрева сидений — она установлена в авто у 62% участвовавших в опросе владельцев. Четверть автомобилей респондентов имеют бесключевой доступ с запуском двигателя кнопкой, еще столько же — подогрев руля, 23% — адаптивный круиз-контроль, а каждый пятый — систему автоматического экстренного торможения. Электропривод багажника встречается реже — в 18% машин участников опроса.
Развитие мультимедийных технологий постепенно переводит управление базовыми функциями в сенсорные интерфейсы: через тачскрин климатической установкой управляют 34% респондентов, аудиосистемой — 41%. Однако большинство автолюбителей все еще предпочитают кнопки: лишь 4% водителей называют взаимодействие с сенсорными экранами абсолютно удобным, тогда как 84% признаются, что при движении им непривычно пользоваться подобными панелями.
Наиболее важными опциями для покупки следующего автомобиля россияне назвали «теплые» функции — 55% опрошенных не готовы отказаться от подогрева сидений, руля и лобового стекла. Также в тройку обязательных систем вошли контроль слепых зон (31%) и автоматическое экстренное торможение (28%). Примерно столько же россиян (27%) собираются выбирать автомобиль только с парковочным ассистентом.
По данным Авто.ру, в июне 2025 года почти 90% объявлений о продаже нового автомобиля, размещенных в сервисе, содержат упоминание об оснащении машины сенсорным дисплеем. С точки зрения наиболее желанных опций, упомянутых ранее, 40% новых автомобилей предлагаются с системой контроля слепых зон и адаптивным круиз-контролем.
Доплачивать за подобные функции готовы 32% опрошенных, еще 57% согласны сделать это выборочно, в зависимости от конкретной функции. 44% автомобилистов готовы доплатить 50–100 тыс. рублей. До 50 тыс. рублей могут добавить 31% автомобилистов, а 17% рассматривают доплату от 100 до 200 тыс. Лишь 8% готовы выйти за предел 200 тыс. рублей.
«Сегодня машина — это уже не просто средство передвижения, а безопасный, комфортный и «умный» транспорт, за удобство которого многие российские водители готовы доплачивать. Но вместе с тем надо понимать, что все инновационные технологии повышают не только цену машины при покупке и последующей продаже, но и стоимость ее ремонта в случае повреждения, — отмечает куратор направления каско компании «Росгосстрах» Дмитрий Кузнецов. — При наличии полиса каско с полным покрытием устранение этих повреждений берет на себя страховая компания и ее партнерские СТОА. При этом страхование сегодня тоже становится все более технологичным — так, например, наша компания использует модели машинного обучения, чтобы учитывать влияние пространственных данных на степень аварийности того или иного клиента. Искусственный интеллект, опираясь на обработку историй страхования миллионов автомобилистов и их географическую локацию, позволяет более точно вычислять вероятность наступления страховых событий. Такой автоматизированный анализ данных позволяет персонализировать тариф, сделать его более справедливым для клиента».
*Вопрос предполагал множественный выбор ответов.
1. В опросе, проведенном в июне 2025 года, приняли участие более 2500 россиян старше 18 лет. География – все округа РФ.