Первые персонализированные страховые продукты появились на российском рынке во второй половине 2010-х годов — одновременно с развитием технологий сбора и анализа данных о поведении потребителей, их рисках и предпочтениях. На это повлияла также конкуренция между страховщиками.
Например, стали появляться продукты с дистанционным осмотром автомобилей и квартир, а в добровольном медицинском страховании страховщики стали активно работать над развитием дистанционного обслуживания.
Наиболее активно технологии персонализации сегодня применяются в автостраховании, медицинском и имущественном страховании, а также в сегменте страхования жизни и от НС. В этих сегментах можно адаптировать условия договора с учетом множества факторов — возраста, стиля вождения, уровня физической активности и др.
Персонализированные продукты на российском рынке условно делятся на две основные категории, уточняют в ВСС. Первая — это классические страховые решения, в которых расчет тарифа и условий договора происходит с учетом индивидуальных характеристик клиента.
Например, если клиент планирует заключить крупный договор страхования жизни и здоровья, то перед его оформлением необходимо пройти медицинское освидетельствование. Стоимость такого полиса будет зависеть от фактических данных о здоровье, объясняет гендиректор НСИС Николай Галушин.
Вторая категория — модели страхования по требованию (pay-per-use), когда клиент оплачивает защиту только на определенное время или в момент конкретного риска. К этой группе страховок, например, относятся короткие полисы ОСАГО или каско, а также полисы страхования выезжающих за рубеж.
Еще один канал развития — встроенное страхование (embedded insurance), которое интегрируется в экосистемы партнеров: от банков до маркетплейсов и телеком-операторов. В таких продуктах страховая защита становится неотъемлемой частью основной услуги.
Например, при покупке нового смартфона можно сразу оформить защиту от кражи гаджета, а при оформлении покупки на маркетплейсе — полис, покрывающий риски повреждения или утраты товара.
«Многие клиенты считают, что стандартные страховые продукты не покрывают их реальных рисков или предлагают слишком много ненужных опций, а персонализация тарифов и возможность выбора продукта “под себя” в сочетании с быстрыми выплатами могут повысить доверие потребителей к страхованию», — говорит гендиректор «Абсолют Страхования» Дмитрий Руденко.
Персонализированные решения выгодны и продавцам, и клиентам.Во-первых, персонализированные страховки способствуют сокращению издержек за счет автоматизации, если речь идет об использовании искусственного интеллекта.
Во-вторых, персонализированные предложения повышают вероятность покупки полиса, так как клиент видит, что продукт точно соответствует его потребностям. При этом страховщику не требуется привлекать посредников и выплачивать комиссионное вознаграждение, что дополнительно снижает затраты на привлечение новых клиентов.
Несмотря на активное развитие персонализированных страховых продуктов, стандартные полисы не исчезнут с рынка, уверены участники отрасли.
По мнению Галушина, такие предложения сохранят свое место — прежде всего в сегменте обязательного страхования, а также в ряде добровольных направлений, например в страховании путешественников для получения шенгенской визы, где жестко регламентированы минимальные требования к покрытию.
К тому же делать индивидуальные продукты с небольшим чеком достаточно сложно, говорят в ВСС.
Подробнееhttps://t.me/insunion/1500