В России готовится реформа выплат по ОСАГО. Автомобилисты смогут получить денежную компенсацию от страховщика после аварии, затем самостоятельно провести ремонт на любой выбранной станции техобслуживания и обратиться за повторной выплатой за износ авто и выявленные скрытые повреждения.
По мнению представителей страхового сообщества, предлагаемые нормы позволят улучшить ситуацию: автовладелец сможет сам выбрать станцию для ремонта, а сумма полученного возмещения станет больше. Нынешний порядок натуральной формы возмещения по ОСАГО останется, однако к нему добавят дополнительные опции, рассказал глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев на круглом столе Народного фронта о реформе выплат, проведенном 17 сентября.
По его словам, эти поправки в законодательство уже поддержаны Минфином и ЦБ, и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение парламента с учетом замечаний, полученных от Верховного суда и Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Доля ремонта по ОСАГО снизилась с 15% в 2019 году до 5% в 2024 году. Сейчас, по данным ВСС, около 95% автовладельцев получают выплаты по ОСАГО. Это связано с тем, что у многих страховщиков нет договоров со станциями техобслуживания или они не могут выполнить ремонт в установленный законодательном срок 30 дней.
Страховщики поддержали реформу выплат по ОСАГО. Это приведет к прозрачности использования страховых выплат для ремонта авто, подчеркнул директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов. Как минимум клиент сможет ремонтироваться по своему усмотрению на любой СТОА и получить выплату за этот ремонт. Если не отремонтировал — остаешься с первичной выплатой, если отремонтировал, — идешь к страховщику за разницей износа, отметил он.
«При обращении с убытком страховщик выплачивает ущерб, определенный за вычетом износа на заменяемые детали. Клиент в течение 6-9 месяцев (срок будет определен законом) ремонтирует авто, предоставляет страховщику документы, подтверждающие оплату ремонта (чеки) и само ТС на осмотр. После этого страховщик доплачивает разницу износа», — пояснил Иван Попов.
При этом порядок выплат по ОСАГО за скрытые повреждения авто не будет сложным, подчеркнул Евгений Уфимцев.
Для клиентов это означает большую гибкость: у автовладельца появится возможность либо отремонтировать машину самостоятельно, либо получить более справедливую компенсацию в денежной форме, уверен владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
«Главное преимущество для клиентов в том, что снижается риск недополучить часть средств из-за «учета износа». Теперь автовладелец сможет направить деньги туда, где ремонт будет выполнен быстрее или дешевле, не теряя при этом в объеме выплаты. Кроме того, этот шаг должен снизить число мошеннических схем: когда ремонт в сервисе оформляется на завышенные суммы, а фактически выполняется частично», — сообщил Алексей Иванов.
Нововведение позволит обоснованно пересматривать сумму выплаты со стороны страховщика не по «раздутым» порой отчетам независимой экспертизы, подготовленных по заказу автоюристов, а по фактическим затратам на ремонт, согласилась начальник управления методологии Блока «Урегулирование убытков» компании «Росгосстрах» Елена Макеева. По ее словам, запуск такого механизма приведет к снижению количества обращений к автоюристам, так как расширение возможностей для ремонта исключает основной мотив для работы автоюристов — недовольство пострадавшего размером выплаты.
По словам заместителя генерального директора компании «Абсолют Страхование» Игоря Люкина, реформа выплат по ОСАГО может существенно снизить возможности для злоупотреблений, так как:
• фактический ремонт на СТОА уменьшает возможности для манипуляций с оценкой ущерба;
• выплаты без учета износа делают менее актуальными судебные споры о размере возмещения;
• прозрачность процесса ремонта снижает возможности для создания искусственных претензий.
Доля россиян, выбирающих ремонт вместо денежной выплаты, может составить 60-70%, считает он.
Когда может начаться реформа выплат по ОСАГО
Инициатива сделает систему ОСАГО более прозрачной и справедливой. Она направлена на защиту интересов автовладельцев, предоставляя им дополнительные гарантии и повышая уровень доверия к страховому рынку, считает руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов.
«Эксперты считают, что средняя выплата по ОСАГО вырастет на 30–40%, особенно для автомобилей старше 5–7 лет. Например, если стандартный платеж составлял около 100 тысяч рублей, то с учетом нового порядка сумма выплат может достигать 130–140 тысяч рублей», — пояснил Максим Колядов.
Основной рост размера выплаты придется на транспортные средства старше 5 лет, так как чем старше автомобиль, тем больший износ применяется при расчете, отметила Елена Макеева из «Росгосстраха». По ее словам, возможен рост возмещения в пределах 15-20% в этом сегменте.
Среди других изменений на рынке стоит ждать усиления конкуренции между СТОА в борьбе за клиентов, улучшения клиентского сервиса со стороны страховых компаний и появления новых сервисов по контролю и сопровождению процесса ремонта, считает Игорь Люкин.
По его словам, эффект от запуска нового вида возмещения возможен в течение 6-12 месяцев после окончательного утверждения всех нормативных документов и подготовки инфраструктуры.
Реализация нового подхода планируется во второй половине 2025 года, отметил Максим Колядов. Окончательное принятие законопроекта и вступление его в силу зависит от скорости прохождения законодательных процедур, однако уже существует позитивный настрой со стороны Минфина, Центробанка и представителей страхового рынка.
Новый вариант выплат по ОСАГО может заработать уже с 2026 года, считает Елена Макеева из «Росгосстраха». Аналогичный срок назвал Алексей Иванов из «Альянс Тракс».
Введение дополнительного механизма доплаты призвано обеспечить честное покрытие реальных расходов автовладельцев. Вероятность повышения тарифов существует, хотя представители страхового сообщества заявляют, что повышение будет незначительным (около 7%), уточнил Максим Колядов.
Стоимость ОСАГО не будет резко увеличена, подчеркнул Иван Попов из «МАКС». Она может останется на том же уровне.