Новости > Н. Галушин: Участие властей в реализации программ страхования жилья от ЧС жизненно необходимо
5061 show

добавлено 30.01.2019 15:33
автор korins.ru

«Средняя сумма платежа по страхованию жилья от чрезвычайных ситуаций составит 150 рублей в месяц» – рассказали журналистам на пресс-конференции «Взрывы, наводнения, ураганы: как населению компенсировать свои потери». Эта сумма будет включена в ежемесячный платеж ЖКХ, но не будет носить обязательный характер, граждане сами смогут решать, оплачивать её или нет. Кроме того, за эти деньги в полис включат не только риски повреждения или разрушения жилища стихией, но и самые распространенные бытовые катаклизмы.

Пресс–конференция состоялась 24 января в медиацентре Российской газеты. В мероприятии приняли участие заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева, директор департамента развития имущественного страхования физических лиц Всероссийского союза страховщиков Андрей Знаменский и президент Российской национальной перестраховочной компании Николай Галушин.

О сути нового закона страхования жилья от ЧС, вступающего в силу в августе 2019 года, и всех тонкостях страхования недвижимого имущества рассказал президент «РНПК» Николай Галушин в своём интервью информационному порталу «Коринс.ру»:


– В чем будет заключаться суть закона о страховании жилья от ЧС?
– В России вот уже почти три десятка лет функционирует коммерческий рынок страхования, сформирована вся соответствующая рыночная инфраструктура для обеспечения страховой защитой граждан страны на всей площади страны. Более того, с более ранних времен действовали программы страхования, ориентированные на граждан, и предлагаемые через широченную агентскую сеть Госстраха. В любом регионе РФ любой гражданин может позволить себе купить договор страхования в отношении своего имущества, жилого строения, внутренней отделки, предметов интерьера, личных вещей.
Тем не менее, сейчас можно определенно заявить, что основным инструментом вовлечения граждан в страхования своего жилья являются требования банком при предоставлении ипотечных кредитов. В полностью добровольном порядке продажи растут, но уровень охвата и темпы роста оставляют желать лучшего. Мы говорим об уровне охвата в пределах первого десятка процентов, в то время как в отдельных странах Западной Европы уровень охвата доходит до 80%, а целевым уровнем охвата для нас видится диапазон 30–50% на ближайшие годы.


– С чем связана такая ситуация?
– С одной стороны, есть конкуренция, есть достаточное количество предложений страховых услуг, продуктов, разных ценовых категорий, но, с другой стороны, граждане не страхуются, надеясь либо на то, что каменные строения не подвержены опасностям, либо на то, что в случае страшной беды можно будет просить или ожидать помощи от государства. Я не готов рассматривать аргумент о недобросовестности страховщиков и высокой стоимости страховых продуктов, потому что на рынке действует минимум 3 десятка страховых компаний, которые активно позиционируют себя в качестве игроков, развивающих розничное страховое направление, борющихся за клиентов, постоянно работая над повышением уровня клиентского сервиса.
Не стоит забывать о том, что на протяжении последних вот уже почти 6 лет мегарегулятор достаточно жестко контролирует этическое поведение страховщиков на рынке по отношению к защите прав потребителей страховых услуг. Можно говорить о разном уровне жизни населения городов и сельской местности, что во многом определяет приоритетные статьи домашнего бюджета, где страхование не находится на первых позициях. Тем не менее, подобная ситуация приводит к парадоксальному результату – при наличии сформированной страховой инфраструктуры государство по–прежнему остается крупнейшим плательщиком (читайте, – страховщиком) убытков граждан, чье имущество было утрачено или повреждено в результате каких–либо природных или крупных техногенных катастроф, потому что это имущество не было застраховано у коммерческих игроков.

– Чтобы исправить ситуацию и принималось законодательство о страховании жилья от ЧС
– Появление закона обусловлено двумя основными причинами: (1) создание механизма вовлечения граждан в собственное страхование своего имущества (при этом такое страхование будет продвигаться с помощью и страхового рынка, и субъектов федерации) и (2) распределение нагрузки между бюджетами различных уровней (федеральный и региональные), участвующие в компенсации убытков пострадавших граждан, и средствами страховых компаний, которые будут выплачивать в рамках заключенных договоров страхования убытки граждан, чье имущество было затронуто природными или техногенными чрезвычайными ситуациями. В свою очередь это приведет к тому, что со временем через развитие финансовой и страховой грамотности основная масса граждан будет самостоятельно страховать свое имущество, а за помощью к государству гражданам на придется обращаться, потому что в случае убытков будет происходить конструктивный диалог между гражданином и его страховой компанией.


– Как Вы считаете, какой наиболее приемлемый механизм страхования недвижимого имущества?
– Наиболее приемлемым механизмом страхования является полностью добровольное и коммерческое страхование. Однако такой подход не совсем работает в отношении значительного количества населения, которые, например, проживают в ветхих строениях, или в зонах, подверженных природным катастрофам (наводнениям, землетрясениям и т.д.), потому что стоимость коммерческого страхового продукта, отражающего вероятность наступления события, будет настолько высока, что сделает страховой продукт фактически недоступным для потребителя. Поэтому конструкция закона позволяет создать механизм распределения ответственности по договору страхования между страховой компании, РНПК и региональными властями (бюджетом субъекта федерации), что направлено на получение услуги по стоимости, доступной всем гражданам страны и в отношении любого зарегистрированного жилого строения.

– В чем, по–вашему, заключается необходимость страхования недвижимого имущества? И для чего необходимо решение данного вопроса на законодательном уровне?
– Страхование и недвижимого, и любого другого имущества необходимо, потому что экономически стоимость расходов на страхование во много сотен, а порой и тысяч раз ниже, чем стоимость денежных средств, которые необходимы для восстановления утраченного или поврежденного имущества. То есть – дешевле оплачивать страховую премию, чем за свои деньги построить с нуля разрушенный ураганом дом или купить новую машину взамен той, на которой упало сломанное ураганным ветром дерево. Законодательный уровень в данном случае было необходимо, чтобы закрепить формы и способы распределения ролей в общей системе оказания помощи гражданам, чье имущество пострадало в результате чрезвычайных ситуаций: гражданин, его зарегистрированная жилая собственность, страховая программа региона, страховщик, способ оплаты страховой премии, субъект федерации и информационная поддержка продвижения региональной страховой программы, РНПК, как перестраховщик несущий основной вес риска, и система взаимоотношений между указанными сторонами при наступлении страховых случаев (чрезвычайных ситуаций).


– Чем, по вашему мнению, Краснодарский край выделяется из других регионов в плане необходимости страхования недвижимости?
– Ничем. Ровно теми же самыми факторами риска обладает большинство субъектов федерации. Для каких–то основную опасность представляют наводнения, вызванные весенним паводком, для Краснодарского края в большей степени опасность представляют наводнения, спровоцированные обильными и кратковременными осадками в виде дождя, для других регионов большей опасностью являются землетрясения, горные обвалы, оползни и т.д. Особенностью, с точки зрения риска, Краснодарского края является то, что регион, особенно его южная часть представляет собой регион повышенной опасности по рискам наводнения и землетрясения при одновременно значительной скученности жилых строений и большой концентрации населения в силу рекреационного характера региона.


– Необходима ли, по–вашему, помощь властей разных уровней для реализации программы по страхованию недвижимого имущества?
– Жизненно необходима. Региональные власти для начала должны разработать страховую программу, а потом быть активными участниками ее продвижения среди населения. Без вовлечения региональных властей успех программы будет близок к нулевому значению.


– Не вызовет ли закон о страховании недвижимости социальной напряженности в условиях падения реальных доходов граждан?
– Нет. Почему мы вообще говорим о социальной напряженности, но нас не удивляет то, что граждане привыкли просить помощь от государства, если их частный дом сгорел в результате стихийного лесного пожара, или был разрушен наводнением? Программы страхования должны быть невысокой стоимости, чтобы расходы на осуществление такого страхования – подчеркну, что страхование носит добровольный характер – были бы под силу любому домохозяйству.

1
1

1
0

Читайте также

11018 thumb

Жизнь: Молодежь стала больше заботиться о финансовой защите своего здоровья и о формировании капитала на будущее

28.03.2024
11017 thumb

Жизнь: Стоматолог, онколог и проктолог – россияне рассказали, к каким врачам ходить не любят

28.03.2024
11016 thumb

Новости: Замминистра сельского хозяйства РФ и президент НСА обсудили вопросы развития страхования животноводства

28.03.2024
11015 thumb

Новости: НСА и Минсельхоз Кировской области провели семинар-совещание для сельхозпроизводителей региона

27.03.2024
11014 thumb

Новости: За аварию на шахте «Кальинская» выплаты по ОСОПО заплатит «Ингосстрах»

27.03.2024

Последние альбомы
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023
74 thumb

XVIII Международная Конференция по страхованию (Russian Insurance Summit 2023) «Страхование – ответ на вызовы времени»

04.07.2023
73 thumb

Пресс-конференция ВСС «Страхование жизни: итоги 1 полугодия 2022 года»

09.08.2022

Последние видео
Круглый стол ВСС «Страхование киберрисков», Уральский форум «Кибербезопасность в финансах» 2024
90 rightPlay video2
добавлено 16.02.2024
Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023»
89 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023
XVIII Конференция ВСС 2023: Круглый стол 6. Перестрахование
88 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023