Одним из драйверов роста рынка в этом году наряду с ОСАГО и страхованием жизни становится страхование имущества граждан. Руководитель департамента стратегического маркетинга Росгосстраха Алексей Зубец по итогам проведенного исследования рассказал порталу Коринс.ру, кто является потенциальным покупателем страховок жилья. По его словам, в группе потенциальных покупателей страхования недвижимости и домашнего имущества преобладают молодежь и лица среднего возраста с высшим и послевузовским образованием, а также средним уровнем доходов.
Во втором квартале 2015 года кризис на страховом рынке продолжился, несмотря на увеличение общего объема страховых премий, который вырос на 3,1% до 252 млрд. руб. против 244 млрд. руб. во втором квартале прошлого года. При этом отношение страховой премии к ВВП сократилось до 1,39% против 1,41% годом ранее – как видно, при номинальном росте сборов в реальном выражении происходит сокращение рынка, отметил эксперт.
По его словам, от падения в номинальном исчислении рынок спасли ОСАГО, которое заметно выросло из-за повышения тарифов - сборы страховой премии увеличились на этом рынке на 49,7% по сравнению со вторым кварталом 2014 года. Вторым сегментом, поддержавшим рынок, было страхование жизни, где во втором квартале сборы выросли на 14,5%. «Дело тут, очевидно, в том, что, несмотря на кризис, кредитование населения не прекратилось, более того, суммарная задолженность населения по кредитам по итогам второго квартала выросла по сравнению с прошлогодними показателями» - комментирует А.Зубец.
Еще один сегмент страхового рынка, где рост премий превысил среднерыночный уровень – это страхование недвижимости и домашнего имущества граждан. Во втором квартале 2015 года этот рынок вырос на 16,7%. В основном его развитие связано с активностью ряда крупных страховщиков, сделавших это направление приоритетным для расширения операций на страховом рынке. Доля расходов на страхование недвижимости составила 0,11% от общих расходов домохозяйств на конечное потребление (0,1% годом ранее).
При этом было бы неправильным утверждать, что этот рынок растет исключительно под давлением страховщиков, «бросивших» серьезные ресурсы на продвижение своих продуктов «в массы». У населения есть немалый интерес к страхованию недвижимости и домашнего имущества, пояснил А.Зубец. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) две трети россиян (62%) в целом положительно относятся к страхованию имущества.
Согласно социологическим опросам, ежегодно проводимым Центром стратегических исследований Росгосстраха, полис страхования недвижимости в самостоятельно выбранной страховой компании приобрели 15% семей. Еще 2% семей застраховали свое имущество по муниципальной программе, где страховые взносы включены в квартплату.
«Основным мотивом пользования страхованием недвижимости является желание уберечь свое имущество и чувствовать себя защищенным. При этом существуют явные региональные различия в страховании недвижимости. Этот сегмент страхования наиболее развит в центральной России, в Москве и Московской области каждая вторая семья имеет полис имущественного страхования, в то время как в Чукотском автономном округе застраховано только каждое сотое строение», - рассказал А.Зубец.
Намерение приобретать страхование недвижимости и домашнего имущества в первую очередь зависит от понимания опасностей, которые угрожают потребителям в непредвиденных обстоятельствах, считает он. По сведениям МЧС, в 2014 году в России произошло более 153 тысяч пожаров, при этом ущерб от огня оценивается почти в 19 млрд. рублей. При пожарах в первом полугодии 2015 года погибли 5 тыс. 42 человека. В 2014 году число жертв составило 10 тыс. 253 человека, повреждения получили более 92 тысяч строений, 42 тысячи домов были уничтожены полностью. «Это обстоятельство, в сочетании с пониманием того, что недвижимость – самое ценное имущество россиян, восстановить которое в случае потери подавляющее большинство семей не может из-за невысоких доходов – все это делает предложения страховщиков намного более привлекательными», - высказал предположение аналитик.
Именно поэтому страхование недвижимости граждан (в пакете со страхованием домашнего имущества) в последние годы с большим отрывом лидирует по привлекательности для населения среди основных видов страхования, считает А.Зубец. Согласно результатам исследований, представленным ЦСИ Росгосстраха, экономический кризис сильно подорвал прежний энтузиазм населения в отношении этого вида страховой защиты. Это отражено в представленном ниже рисунке.
При этом в группе потенциальных покупателей страхования недвижимости и домашнего имущества преобладают молодежь и лица среднего возраста с высшим и послевузовским образованием, а также средним уровнем доходов. «Именно эта группа в силу ограниченности средств лучше всего понимает, насколько для них актуальны риски, угрожающие наиболее ценному их имуществу», - считает аналитик.
Социально-демографическая структура группы потенциальных потребителей страхования недвижимого и домашнего имущества населения – тех, кто готов приобрести страхование недвижимости и домашнего имущества в дополнение к имеющимся страховым полисам - представлена в следующем рисунке.

Источник: Зубец А.Н., Сазанакова А.С. Центр стратегических исследований Росгосстраха