Госдума на пленарном заседании 12 ноября приняла в первом чтении законопроект, определяющий, что штрафовать водителей за отсутствие действующего полиса ОСАГО в случае выявления нарушения дорожными камерами будут не чаще одного раза в сутки.
Законопроект дополняет статью 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) примечанием о том, что собственник (владелец) транспортного средства в случае, если неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к такому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.
«Страховое сообщество поддерживает эту инициативу, которая позволит выявить не просто случайных нарушителей, а автовладельцев, систематически игнорирующих положения закона об ОСАГО», - отметил президент РСА Евгений Уфимцев.
Проверка наличия полисов ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации в первую очередь затронет тот сегмент автовладельцев, кто использует транспортные средства в местах с большой концентрацией дорожных камер – большие города, федеральные, крупные региональные трассы и т.д. Водители, зная о том, что основная часть их пути контролируется камерами, как правило, более дисциплинированы в поведении на дороге, что можно будет ожидать и в части оформления договоров ОСАГО, особенно касаемо «высокоаварийных» водителей, зачастую именно они пренебрегают обязанностями в части страхования своей автогражданской ответственности.
«Страховщики неоднократно подтверждали свою готовность к запуску проверок наличия договоров ОСАГО с использованием дорожных камер. Мы рассчитываем, что данная мера окажет благоприятное влияние на ситуацию на дорогах в целом. В свою очередь, снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности остальных участников дорожного движения, то есть появится гарантированная возможность урегулировать все вопросы по возмещению ущерба со страховой компанией. Проверка по камерам наличия полиса также позволит более эффективно сдерживать рост страховых премий, т.к. добросовестным владельцам транспортных средств не придется «доплачивать» за тех, кто ездит без полиса», - добавил Евгений Уфимцев.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 сентября 2026 года. Это связано с необходимостью завершить модернизацию сервиса для автоматизации деятельности соответствующих центров ГАИ на базе специального программного обеспечения «Паутина» и отработки механизма вынесения штрафов.