В связи с этим началась проработка возможности интеграции двух автоматизированных информационных систем (АИС) — Страхования и Тахографический контроль.
Вопрос обсуждался на рабочем совещании «Росавтотранса» в середине июня. В нем участвовали представители Банка России, РСА, оператора АИС Страхования - НСИС, ассоциации «Тахоцентр», а также производителей оборудования для тахографического контроля и разработчиков программного обеспечения автоматизированных систем,
сообщают «Ведомости».
Рабочая группа должна выработать предложения по учету установленных тахографов на отдельных категориях транспортных средств в качестве возможного фактора, влияющего на безопасность перевозок и, как следствие, уменьшающего стоимость ОСАГО, говорит собеседник газеты.
Сейчас у страховых компаний отсутствуют данные о наличии тахографа у определенных категорий транспортных средств. Он не предусмотрен формой заявления о заключении договора обязательного страхования, а его наличие не фиксируется и не передается в АИС Страхования.
Поэтому рассчитать статистически обоснованный поправочный коэффициент (понижающий или повышающий) сейчас невозможно, говорится в документе. Чтобы страховщики смогли учитывать этот фактор, необходимо настроить интеграцию между АИС Страхования и «Тахографический контроль», а также внести изменения в нормативные акты — закон об ОСАГО и положение Банка России о правилах ОСАГО.
Эксперты считают, что интеграция двух баз данных
может повысить безопасность дорожного движения путем стимулирования перевозчиков устанавливать тахографы и тем самым защитить жизнь и здоровье людей, а также снизить экономический ущерб от ДТП. Сегодня не все перевозчики соблюдают требования закона об обязательном оснащении транспортных средств тахографами и их использовании. Отсутствие тахографа или отказ от его использования приводят к тому, что водители увеличивают продолжительность работы и сокращают время отдыха. Это может привести к переутомлению и совершению ими ДТП, порой с очень тяжелыми последствиями. Даже при наличии тахографа некоторые нарушают режим труда и отдыха, но сам факт того, что тахограф фиксирует это нарушение и водитель может быть за это оштрафован, действует профилактически.
Статистика страховых случаев в отношении транспортных средств категорий С и D (грузовик и автобус), принадлежащих физлицам, ИП и юрлицам, показывает, что они имеют наиболее высокий уровень убыточности по договорам ОСАГО, добавляет представитель «Согаза»: для этой категории Банк России с 2020 г. четыре раза увеличивал максимальные значения базовых ставок.
Банк России позитивно оценивает появление у страховщиков любых дополнительных данных, которые повысят точность оценки рисков наступления страхового события, и учет их в стоимости страховки, рассказал его представитель. В ОСАГО с 2020 г. произошла индивидуализация тарифа, с этого времени страховщики в пределах тарифного коридора ЦБ самостоятельно определяют базовую ставку для клиентов с учетом их персональных рисков, напомнил он.
Сам пилотный эксперимент сейчас находится «на стадии начального обсуждения» и направлен на увеличение доли дисциплинированных водителей, соблюдающих требования законодательства, отмечает директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту страховой компании МАКС Иван Попов. Будет справедливо применять сниженные тарифы для дисциплинированных водителей, не нарушающих ПДД и требования законодательства в части фиксации поведения водителя во время эксплуатации, считает он.
Но возможность использования тахографов для расчета тарифных ставок можно будет обсуждать, когда будет накоплена достаточная статистика, а пока ее нет, подчеркивает вице-президент «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.
https://t.me/insunion/1457