Новые положения закона о защите прав потребителей, запрещающие навязывание услуг, порядок расторжения навязанных договоров, а также механизмы «периода охлаждения» срабатывают различно и действуют параллельно, сообщили в ЦБ.
Из пояснений ЦБ следует, что основополагающим моментом в установлении различий следует считать факт согласия клиента на получение услуги при оформлении договора. Если такого согласия не было, с 1 сентября этого года такой договор по закону может быть расторгнут с возвратом всех уплаченных средств клиенту в течение 3-х дней.
«Вступившие в силу изменения в "Закон о защите прав потребителей" регламентируют сроки возврата денег за дополнительные услуги (работы, товары) в тех случаях, когда потребитель сообщает, что эти услуги были ему навязаны, то есть договор на оказание таких услуг был заключен без его согласия. В частности, в такой ситуации предусмотрено право потребителя на возврат в полном объеме денежной суммы, уплаченной за навязанные услуги, в течение трёх дней с момента подачи соответствующего заявления (пункт 3.1 статьи 16 закона РФ "О защите прав потребителей")», — уточнили в ЦБ.
При этом «в спорных ситуациях закон возлагает на продавца обязанность доказать наличие согласия потребителя на оказание ему дополнительных услуг», обратили внимание в ЦБ.
Иначе действует «период охлаждения», во время которого даже тот потребитель, который согласие на услугу при заключении договора давал, но быстро передумал ее получать, может досрочно расторгнуть договор без финансовых потерь. У этого периода есть четкие рамки действия.
В том случае, когда потребитель без указания причин сообщает о своем желании расторгнуть договор на оказание дополнительных услуг (в частности, страховых) в "период охлаждения", срок и порядок возврата ему денежных средств определяется нормативным актом Банка России, которым установлен "период охлаждения". То есть не применяется 3-дневный срок, предусмотренный «Законом о защите прав потребителей», приводит разъяснения ЦБ.
https://t.me/insunion/1659