Как изменится цена ОСАГО для аккуратных и аварийных водителей
Банк России намерен расширить тарифный коридор ОСАГО: для легковых автомобилей — на 15% в обе стороны, для мотоциклов — на 40%. По словам директора департамента страхового рынка ЦБ Ильи Смирнова, сейчас страховщики вынужденно смещаются к верхней границе и теряют возможность индивидуализировать цену. Корректировка минимально и максимально допустимой базовой ставки должна это исправить.
Этот проект в октябре одобрил совет директоров Банка России, в следующие недели его направят в Минюст, сообщил Илья Смирнов. Он вступит в силу в ближайшие месяцы. После этого минимальное значение базового тарифа для легковых авто составит 1399 рублей, а максимальное — 8665, рассказали в пресс-службе российского союза автостраховщиков (РСА). Для мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов (транспортные средства категорий «A», «M») нижняя планка будет на уровне 155 рублей, а верхняя — 4260.
После внедрения изменений полис подорожает лишь у наиболее аварийных водителей. За счёт этого появится ресурс дешевле продавать ОСАГО аккуратным водителям, подчеркнул Илья Смирнов.
Дополнительно ЦБ планирует вдвое повысить территориальный коэффициент для субъектов из «красной зоны» (Республика Ингушетия и Новосибирская область). Это позволит снизить перекрёстное субсидирование и сделать цену более адресной. За счет этого всей стране не придется платить за регионы из «красной зоны», подчеркнул Ильи Смирнов. Он отметил, что в целом по стране конкуренция за безаварийных клиентов будет сдерживать стоимость.
В Российском союзе автостраховщиков отметили, что расширение тарифного коридора в обе стороны позволяет страховым компаниям индивидуализировать цену. Это способствует не только сдерживанию роста премий по ОСАГО, но даже снижению, не смотря на колебания цен на рынке автозапчастей и значительный рост средней выплаты. Средняя цена годовых полисов за январь–август 2025 года составила 7 266 рублей (–5,1% год к году), тогда как средняя выплата выросла на 15,3%, до 112 981 рублей.
— Либерализация тарифов ОСАГО, благодаря которой тариф по полисам ОСАГО стал более справедливым и индивидуальным, стала также инструментом повышения безопасности на дорогах. С каждым годом все больше водителей внимательнее следят за своим КБМ и ездят аккуратно. Потому что, если автовладелец становится виновником ДТП, особенно частых, которые, как правило, происходят в результате различных нарушений правил дорожных движений, цена на полис ОСАГО становится высокой. Поэтому водители заинтересованы ездить безаварийно, улучшать свой КБМ и за счет этого получать большую скидку на полис обязательной «автогражданки», — сообщили в пресс-службе РСА.
По подсчетам РСА, проектом указания ЦБ в различных населенных пунктах 14-ти субъектов РФ планируется увеличить территориальный коэффициент, а в 12 — снизить.
Диалог о повышении гибкости тарифов с регулятором ведется постоянно. Очередные шаги Банка России по расширению тарифного коридора и изменению коэффициентов свидетельствуют о том, что ЦБ доверяет страховщикам все более точно тарифицировать автовладельцев и положительно оценивает результаты этой конкуренции, отметили в РСА.
Зачем нужна индивидуализация тарифов в ОСАГО
Расширение тарифного коридора позволит страховщикам более гибко подходить к определению размера страховой премии, сообщил заместитель начальника управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов РЕСО-Гарантия Алексей Шугаев. Он добавил: для аккуратных водителей это потенциально может привести к снижению стоимости полиса, в то время как для аварийных водителей цена полиса, напротив, может увеличиться.
Максимальная стоимость полисов ОСАГО может вырасти на 15% для автомобилей и на 40% для мотоциклов. В первую очередь это ощутят водители, по вине которых за последний год произошло 3 и более ДТП, рассказал руководитель направления ОСАГО СберСтрахования Антон Пожидаев. В Республике Ингушетия и Новосибирской области цена полиса может возрасти ещё сильнее за счёт увеличенного поправочного коэффициента. Эта мера должна стимулировать более убыточных автовладельцев к аккуратному вождению.
В долгосрочной перспективе это также создаст финансовый стимул для местных властей и правоохранительных органов активнее бороться с мошенничеством, чтобы вернуть доверие страховщиков и снизить коэффициент, считает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников.
При этом повышение территориального коэффициента для регионов из «красной зоны» может привести к снижению цены в других субъектах РФ, как по принципу сообщающихся сосудов, отметил совладелец страхового брокера Mains Сергей Худяков. С этим согласился соучредитель страховых брокеров ООО «СоколикГрупп» и Corpmed Андрей Шатов.
Более точная тарификация в принципе улучшит экономику страхования. Честные клиенты будут, соответственно, платить меньше, а те, кто убыточный — больше, пояснил Андрей Шатов.
— Индивидуализация — международный тренд. Имеющиеся массивы данных позволяют более точно подходить к оценке риска, при этом важно объяснить клиенту какие факторы воздействуют на его тариф. Такой подход может благоприятно воздействовать на безопасность вождения.
Проблема ОСАГО сегодня еще в том, что долгие годы не пересматривались лимиты ответственности. Это еще одна тема в повестке ОСАГО, — сообщил Сергей Худяков.
Необходимо продолжать двигаться в направлении дальнейшей индивидуализации, чтобы цена полиса максимально точно отражала риски конкретного водителя, уверен Алексей Шугаев. Возможные дальнейшие шаги могут включать использование телематических данных, учет стажа вождения, истории страховых выплат и других факторов.
— Мы поддерживаем полную индивидуализацию в ОСАГО и считаем, что она не приведет к росту цен на ОСАГО для всех клиентов, так как на рынке существует высокая конкуренция. Страховщики сами определят цену для конкретного клиента и сегмента, и у клиента всегда будет выбор, к какому страховщику пойти страховаться, исходя из предложенного, — сообщил Алексей Шугаев.