Новости > НАФИ: Система ОМС в России экономически эффективна
1968 show

добавлено 26.04.2016 17:20
автор korins.ru

Действующая система осуществления страховых услуг обязательного медицинского страхования (ОМС) экономически эффективна и отвечает большинству предъявляемых к ней требований. Таким образом, стабильно снижаются расходы на ведение дела страховых медицинских организаций (СМО) в РФ. Средняя величина расходов на ведение дела СМО по России в 2016 году снизилась на 0,36 п.п. по сравнению с 2012 годом (с 1.41% до 1.05%). Такие выводы представили  эксперты НАФИ в обзоре рынка ОМС в России.

Среди других выводов, сделанных НАФИ по результатам проведенного анализа эффективности системы ОМС, есть и заключение о том, что структура  расходов СМО отвечает реалиям рынка и экономически обоснована. 

Также в 2015 году в структуре СМО платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами, контролем качества и информирование населения, составили  10% от расходов на ведение дела (РВД). При этом общий объем РВД составляет 1,1% от всех платежей СМО. Средний уровень обоснованных жалоб на СМО в 2015 году находился на уровне 0.13% от общего числа застрахованных лиц.

В результате анализа было установлено, что РВД стабильно снижается за период 2012-2016 гг. Так, средний РВД по России в 2016 снизился на 0,36 п.п. по сравнению с 2012 годом.

Thumb 11








Проведение реформы ОМС привело к активизации деятельности СМО и повышению конкуренции на рынке ОМС, считают эксперты из НАФИ. Расширяется участие СМО в планировании объемов медицинской помощи в системе ОМС, а также усилилась активность СМО в проведении экспертиз качества медицинской помощи.

По оценке НАФИ, 10 крупнейших компаний контролируют 73,9% рынка ОМС в РФ, остальные 49 компаний контролируют 26.1% рынка. Существующее количество игроков на рынке ОМС способно обеспечить необходимый уровень конкуренции, при этом даёт возможность надзорным органам обеспечить качественный контроль за их деятельностью. 

Thumb 11 10











Высокую концентрацию рынка ОМС в РФ следует рассматривать как положительное явление ввиду того, что сравнительно небольшое количество СМО дает возможность обеспечить более качественный контроль со стороны надзорных органов. Для сравнения - на рынке добровольного страхования присутствует более 300 страховых компаний. То количество СМО, которое на данный момент присутствует на рынке, является достаточным для обеспечения необходимой конкуренции, что положительно влияет на качество предоставляемых услуг.

С 2012 года бюджет Федерального фонда ОМС увеличился на 796,8 млн рублей (на 89%). В 2016 году прирост бюджета замедлился и составил 1,5% от бюджета 2015 года. Смертность снизилась на 7,7%, а заболеваемость осталось на том же уровне. Таким образом, оптимизация больничной сети не привела к ухудшению качества обслуживания граждан, отмечает НАФИ.

В результате оптимизации больничной сети произошло сокращение больниц на 700 и увеличение числа амбулаторно-поликлинических организаций на 1 400. Это привело к незначительному снижению числа больничных коек (5,4%). 

В обеспеченности населения учреждениями здравоохранения в России не происходило никаких системных сдвигов и серьезных изменений. 

Thumb 13









ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Количество СМО на рынке ОМС в РФ находится на стабильном уровне, отмечают в НАФИ. Однако важно заметить, что действительного количества СМО достаточно для обеспечения качественного обслуживания застрахованных лиц даже с учетом возможного роста. «Другими словами, нет существенной необходимости в изменении конъектуры рынка», - говорится в исследовании.

По данным Банка России, по состоянию на 1 января 2016 года на рынке ОМС деятельность осуществляют 57 СМО. В 2015 году количество компаний составляло 54, в 2014 – 56.  По состоянию на 1 апреля 2015 года количество застрахованных лиц составило 146,5 млн человек. 

СТРУКТУРА РВД ТОП-15 РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ РЫНКА НА 2016 ГОД

В структуре платежей СМО платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами и контролем качества, составляют 0,1%. При этом общий объем РВД составляет 1,1% от всех платежей СМО. Наибольшую долю в структуре РВД СМО занимают расходы, связанные с оплатой труда.

Уровень затрат на платежи, связанные с медико-экономическими экспертизами и контролем качества, сопоставим с уровнем затрат на расчеты с поставщиками и подрядчиками. Таким образом, СМО выделяют достаточное количество ресурсов на обеспечение качественного предоставления услуг населению. 

По результатам исследования, недостаточное внимание СМО уделяют только 2 показателям: тематические экспертизы и социологические опросы. Более 80% компаний не проводят социологических опросов. Остальные показатели деятельности СМО полностью соответствуют благоприятному уровню.



ПЕРЕХОД ОТ ВЫБОРА РАБОТОДАТЕЛЯ И ГОСУДАРСТВА К ВЫБОРУ ГРАЖДАНИНА

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2011 г., внес ряд существенных изменений в условия деятельности страховых медицинских организаций, направленных на повышение их роли в системе ОМС: гражданам предоставлено право самостоятельного выбора СМО без посредников в лице работодателей и органов власти, повышены требования к уставному капиталу СМО, расширены возможности их участия в планировании объемов медицинской помощи, оплачиваемой из средств ОМС, введены механизмы стимулирования СМО к эффективному выполнению возложенных на них функций и др. Нормы нового закона вводились в действие поэтапно, и, в частности, новые правила формирования собственных средств СМО вступили в силу только спустя год после принятия закона, т.е. с 1 января 2012 г.

До 2011 г. выбор страховой организации от имени застрахованных совершали их работодатели (для работающих) и органы власти (для неработающих). Закон № 326-ФЗ предоставил гражданам право самостоятельно выбирать СМО. Сохранение прежних посредников не предусмотрено.

В качестве источника данных для проведения НАФИ  исследования были использованы материалы анкетных опросов руководителей страховых медицинских организаций и их филиалов, участвующих в системе ОМС, проведенных в 2012 и 2014 гг.

Исследование роли страховых медицинских организаций в модернизированной российской системе ОМС показывает, что граждане стали в растущей степени использовать предоставленное им право прямой, без посредников, смены страховой медицинской организации. В 2011–2012 гг. численность граждан, меняющих СМО, резко уменьшилась по сравнению с 2010 г., до введения в действие нового закона. Но в 2013 г. активность населения по смене СМО заметно возросла, и ее рост продолжился в 2014 г. Таким образом, по прошествии двух лет с момента предоставления застрахованным права самостоятельной смены СМО граждане стали в растущей степени использовать это право.

При этом уровень конкуренции между СМО за застрахованных значительно вырос в 2014 г. по сравнению с 2012 г. Согласно ответам респондентов, полученным в 2014 г., политика СМО по привлечению застрахованных несущественно изменилась в сравнении с 2012 г., хотя доля ответов по лидирующим мероприятиям сократилась.

СМО активизировали проведение различных мероприятий по информированию населения, но основной акцент по-прежнему делают на информировании населения о своей деятельности, нежели чем о деятельности медицинских организаций и о качестве предоставляемой медицинской помощи.

Полученные результаты свидетельствуют, что значительную часть СМО уже неправомерно считать пассивными посредниками в движении финансовых средств между территориальными фондами ОМС и медицинскими организациями. Расширяется их участие в планировании объемов медицинской помощи в системе ОМС. Усилилась активность СМО в проведении экспертиз качества медицинской помощи и активизировались попытки влиять на его улучшение.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под рынком обязательного медицинского страхования (далее ОМС)  понимается осуществление страховых услуг ОМС населению, финансирование которых осуществляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС РФ) через страховые медицинские организации (далее СМО), действующие на территории РФ. 

Источник: НАФИ

0
0

0
0

Читайте также

11147 thumb

Новости: ВСС предложил дополнительные меры по популяризации страхования жилья от ЧС

24.04.2024
11146 thumb

Новости: ВСС предупредил о новых мошеннических схемах, направленных на владельцев полисов ОМС

24.04.2024
11145 thumb

Новости: Жители Орска могут подать заявления в СОГАЗ на выплаты за утраченные автомобили на основании самоосмотра

24.04.2024
11144 thumb

Жизнь: «Росгосстрах»: большинство путешественников собираются на майские в поездки по России и в Китай

24.04.2024
11143 thumb

Новости: Финуполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ

24.04.2024

Последние альбомы
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023
74 thumb

XVIII Международная Конференция по страхованию (Russian Insurance Summit 2023) «Страхование – ответ на вызовы времени»

04.07.2023
73 thumb

Пресс-конференция ВСС «Страхование жизни: итоги 1 полугодия 2022 года»

09.08.2022

Последние видео
Круглый стол ВСС «Страхование киберрисков», Уральский форум «Кибербезопасность в финансах» 2024
90 rightPlay video2
добавлено 16.02.2024
Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023»
89 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023
XVIII Конференция ВСС 2023: Круглый стол 6. Перестрахование
88 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023