Жизнь > Опасные дороги: кто и как отвечает за жизни пассажиров
906 show

добавлено 17.09.2015 11:04
автор korins.ru

Этим летом Россию захлестнула волна серьезных ДТП с
пассажирским транспортом. За последние месяцы в стране произошло восемь крупных
аварий с участием пассажирского транспорта. В результате погибло 56 человек,
получили травмы более 170 человек. География трагедий от Чечни до Хабаровского
края.

 



Одной из первых в череде страшных аварий стала трагедия  на трассе М-54 «Енисей», под Балахтой в
Красноярском крае.  9 июля рейсовый
автобус «Hyundai», следовавший по маршруту «Кызыл — Красноярск»
на мокрой дороге выехал на полосу встречного движения
и столкнулся с микроавтобусом «Mercedes», ехавшим
из Лесосибирска. В микроавтобусе погибли 11 человек вместе
с водителем. 8 из них – лесосибирцы. В основном это были работники
культуры и ремесленники, которые ехали на проходящий в Шушенском этнофестиваль
«Мир Сибири». 



 



Среди погибших известная далеко за пределами Лесосибирска
художница Елена Бурмистрова.



 



«У нас небольшой город и мы знаем всех талантливых людей, работают
они в учреждениях культуры или занимаются творчеством самостоятельно. Все
погибшие были очень яркими людьми, и город много потерял в этой трагедии, стал
беднее», - рассказывает начальник отдела культуры Лесосибирска Ольга Руссо.



 



В числе жертв трагедии также директор Большемуртинского
краеведческого музея Ольга Селютина. Профессионал своего дела, хранитель
истории района.



 



Виновный в аварии автобус принадлежал «Автоколонне 1967».



 



Спустя две недели в Красноярском крае произошла еще более
страшная авария с участием автобуса этого предприятия. Рейсовый автобус
«Красноярск - Шарыпово», в котором находились 43 пассажира, среди них 3
ребёнка, столкнулся с фурой. В результате аварии 28 человек пострадали, 11
погибли, в том числе 2 водителя грузового автомобиля.



 



В ходе расследования причин аварии выяснилось, что вопреки
всем правилам автобус был так переполнен, что часть пассажиров в нем ехали
стоя.



 



Следователи также установили, что водители фирмы имели
непрерывный период отдыха менее 8 часов. Графики работы шоферов не содержали
времени начала и окончания смены. В некоторых пунктах промежуточных стоянок
автобусов (например, в Новосибирске и Кызыле) по окончании рейса не проводились
медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств.



 



Последней каплей стала трагедия в Хабаровском крае, где 5
августа столкнулись два рейсовых автобуса. Водитель автобуса, следовавшего из
Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск, объезжал трактор,
который ремонтировал дорогу, и не справился с управлением. Он выехал
на полосу встречного движения, где столкнулся с другим автобусом,
после чего опрокинулся в кювет. Погибли 15 человек, около 60 получили
ранения. 





О серьезности проблемы заявил президент России Владимир
Путин. На совещании в правительстве он потребовал принять дополнительные меры
безопасности на российских дорогах.



 



"Слишком часто у нас на дорогах происходят несчастья,
причем несчастья крупные с большим количеством человеческих жертв", -
заявил он. Глава государства выразил соболезнования пострадавшим
и семьям погибших в ДТП.



 



В свою очередь первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил,
что правительство согласовало с администрацией президента план по
сокращению смертности в ДТП. Он включает 32 пункта. Предполагается, что
эти мероприятия должны быть реализованы до конца первой половины 2016 года.



 



Кроме того, г-н Шувалов выступил с предложением
законодательно закрепить понятие «опасное вождение» и соответственно
предусмотреть наказание за данное нарушение.



 



По его словам, такая норма действует во многих странах и за
ее нарушение грозит уголовная ответственность. Речь идет об опасных ситуациях,
специально создаваемых водителями автомобилей.



 



Как отмечают в Национальном союзе страховщиков
ответственности (НССО), только по восьми крупным авариям, произошедшим за
последнее время, выплаты превысят 150 млн рублей. При этом всплеск серьезных
ДТП в организации объяснили стечением неудачных обстоятельств.
По статистике НССО, самое большое количество аварий приходится, помимо
осеннего и зимнего периода, еще и на летний.



 



"Весной, после того как люди научились управлять
в условиях гололеда и заснеженности, переходя на растаявший
асфальт и получая большее сцепление с дорогой, они более аккуратны. В
летний период происходит расслабление, теряется бдительность", — отметил
президент НССО Андрей Юрьев в ходе общения с журналистами.



 



При этом, по словам президента НССО, наибольшая аварийность
фиксируется страховщиками при перевозке пассажиров на автобусах (80,6%). Доля
потерпевших на железнодорожном транспорте составляет 8,4%, троллейбусов - 5,5%,
трамваев - 2%, внутреннего водного транспорта - 2,7%, воздушного транспорта —
0,7%.



 



При этом доля страховки в общей стоимости проездного билета
на автобусе в среднем составляет 35 копеек, трамваев - 2 копейки, троллейбусов
- 8 копеек, внутреннего водного транспорта - 1,10 рубля, воздушного транспорта
- 8,34 рубля, железнодорожного транспорта - 11 копеек.



 



В соответствии с законом, который действует в России с 2013
года родственники погибших получают 2 млн 25 тыс. рублей, выплаты за вред
здоровью составляют до 2 млн рублей, имуществу - до 23 тыс. рублей.



 



При этом в союзе страховщиков отмечают, что каждый пятый
пассажир, перевозимый на территории России, не имеет страховой защиты.



 



«Один из пяти пассажиров, к сожалению, не обладает страховой
защитой. По статистике, в 2014 г. застраховано было 82,4% пассажиров. В этом
году пока количество застрахованных составляет 64%, к концу года цифра будет
стремиться к прошлогодним показателям», - добавил Андрей Юрьев.



 



Если перевозчик не застраховал свою ответственность, то
компенсировать причинение вреда жизни и здоровью ему придется за счет
собственных средств.



 



При этом пассажиры жалуются — перевозчики мало заботятся о
безопасности пассажиров, ставя во главу угла выгоду.



 



«Автобусы, которые ездят из аэропорта Емельяново
в Красноярск - возят пассажиров без билетов. Часть народа садится с
билетами, а часть водитель и тот, кто отправляет автобус, проводят
в автобус и обещают, что водитель обилетит на месте. Деньги берет и
адьё! Поехали без билетов, а, значит, и без страховки на перевозку», - говорит
жительница Красноярска Ирина Гурова.



 



«Недавно знакомые ехали в Комсомольск-на-Амуре,
по дороге лопнули в разное время 2 колеса, в т. ч.
переднее. За несколько километров с заднего слез приклеенный протектор», —
написали жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре после трагедии
в блогах.



 



Ситуации бывают самые разные и ясно, что вопрос страхования
пассажирам не стоит оставлять без внимания. А наоборот лучше лишний раз об этом
побеспокоиться и уточнить у перевозчика, чтобы не было неприятных сюрпризов.



 



Если страховой случай произошел, то важно знать, что никто
не заставляет пострадавших пассажиров сразу бежать в страховую компанию. Те,
кто имеют право на выплаты, могут обращаться в страховую компанию в течение
длительного времени. В Национальном союзе страховщиков ответственности говорят,
что  в среднем с момента аварии до
момента обращения пострадавшего в страховую компанию проходит около четырех
месяцев.



 



При этом обратившийся имеет право на предварительную выплату
в размере 100 тысяч рублей. А затем в течение месяца получает основную сумму
компенсации. Обращаясь за выплатой страховки, человек должен предоставить
паспорт, справку о ДТП, выданную ГИБДД, либо документ от перевозчика о
произошедшем событии; результаты судебно-медицинской экспертизы, документы из
медучреждения с указанием характера полученных травм, диагноза и
продолжительности лечения, а также сообщить банковские реквизиты для
перечисления суммы страхового возмещения.



 



В случае гибели пассажира срок выплаты с момента обращения
увеличивается до 43 дней. В этом случае закон запрещает производить выплаты
раньше, чем через месяц. Это время нужно для того, чтобы собрать заявления
всех, кто имеет право на получение страховой выплаты за смерть человека. После
чего компенсация пропорционально разделяется между заинтересованными лицами.



 



Для получения соответствующих выплат родственники погибшего,
кроме упомянутых выше документов, должны предоставить свидетельство о смерти
потерпевшего и документы, подтверждающие размер произведенных необходимых
расходов на погребение.



 



О том, в какую именно страховую компанию нужно обратиться,
можно узнать у перевозчика. Помимо этого информация должна быть размещена в
салоне автобуса. Также нужную информацию можно уточнить в Национальном союзе
страховщиков ответственности.



 



В НССО говорят, что далеко не все пассажиры знают свои права
и обращаются за компенсациями в случае наступления страхового случая. О своем
праве на получение выплат знают не больше половины тех, кто приобретает билеты.
Но страховое сообщество заинтересовано в том, чтобы все пострадавшие пассажиры
обращались за компенсациями. 



 



Согласно законодательству, срока исковой давности за вред,
причиненный здоровью, нет.  И в этом
случае действует требование Банка России по долгосрочному резервированию
средств, потому что человек может прийти не в течение трех лет, как по
имущественным отношениям, и заявить свои требования, а гораздо позднее. Если
обращение будет, то выплата будет произведена.



 



Впрочем не все пострадавшие пользуются своим правом.



 



Валентина Космынина из Красноярского края была в автобусе,
который врезался в маршрутку под Балахтой. Несмотря на то, что автобус получил
гораздо меньшие повреждения, чем маршрутка, в которой погибли все 11 находившихся
в ней людей, пострадавшие были и в нем. Валентина пробыла в больнице недолго.
Говорит, повезло, что ехала в конце салона и была пристегнута — отделалась
ушибами и ссадинами. Спустя два месяца она рассказывает, что за страховкой еще
не обращалась и вряд ли будет.



 



«Я не смогла получить ни страховку, ни материальную помощь
от соцзащиты. Вся беда была в том, что на руках не было никакой справки о том,
что я как-то пострадала в аварии. Даже в больницах, мягко говоря,
"послали" куда подольше. Я день лежала в Балахте с ушибами, они не
заводили никакой истории, не давали справок. Постановление, с которым я могу
пойти к судмедэксперту, я получила на руки совсем недавно. Мне говорили, что
сумма страховки будет около двух тысяч, так как не было переломов. Если для
этого потребуют ещё кучу документов собирать, не стану этого делать. Прошло уже
больше двух месяцев, многие синяки и ушибы уже исчезли, ноги перестали опухать
и болеть», - говорит девушка.



 



Хотя саму идею страхования пассажиров люди чаще всего поддерживают.



 



Жительница Хакасии Елена Зайцева часто ездит из столицы
республики к родителям, которые живут в райцентре.



 



«По мне страхование пассажиров - это правильно! А то
устраивают на дорогах черте что. Один раз заплатят, второй, потом думать будут,
кого людей возить берут. Жаль, что платить будет не хозяин, а страховая», -
говорит она.



 



«Учитывая то, как часто маршрутки и автобусы попадают в ДТП,
о страховании стоит задуматься. Тем более, что, если у вас нет машины, то, в
общественном транспорте вы проводите не меньше времени, чем автовладелец в
своей машине. А значит, рискуете не меньше, чем автомобилист. Главное – всегда
сохранять талончик, иначе подтвердить факт аварии не получится», - считает еще
одна постоянная пассажирка Варвара Никитина.



 



В компании «Ингосстрах» говорят, что уровень правовой
грамотности пассажиров довольно высок и за положенными компенсациями обращаются
85-90% пострадавших.



 



«При этом нужно понимать, что 10-15% не обратившихся
приходится на потерпевших с очень легкими травмами. Думаю, что подавляющее
большинство пассажиров со средними и серьёзными травмами обращаются за
возмещением. Со своей стороны, мы делаем все возможное, чтобы информировать
граждан о возможности и процедуре получения страхового возмещения», - говорит
начальник отдела страхования пассажирских перевозок СПАО «Ингосстрах» Александр
Рыбальченко.



 



По его словам, в случае аварии с участием их клиента,
компания через СМИ и перевозчика информирует пострадавших о готовности
исполнить свои обязательства по договору ОСГОП (обязательное страхование
гражданской ответственности перевозчика) с указанием контактов для получения
консультаций по выплатам и оформлению документов.



В «Ингосстрахе» также отмечают большое количество аварий с
пассажирским транспортом в последние несколько месяцев.



 



«За последние три месяца «Ингосстрах» рассматривает убытки
по ОСГОП в отношении потерпевших в девяти ДТП. За это время было урегулировано
119 претензий на общую сумму 25 960 000 рублей, т.е. в среднем на
человека выплата составила 218 тыс. рублей», - рассказывает Александр
Рыбальченко.



 



Он отмечает, что принятие Федерального закона № 67-ФЗ,
который предусматривает обязательное 
страхование гражданской ответственности перевозчика, в определенной мере
дисциплинировало водителей. Отсутствие действующего полиса по ОСГОП в
соответствии со ст. 11.31 КоАП РФ влечет за собой наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц
- от 500 тыс. до 1 млн рублей. Уровень проникновения ОСГОП достаточно высокий,
однако существует определенная категория перевозчиков, которая игнорирует
данный закон. На данный момент доля безответственных перевозчиков составляет
10-15%.



 



Эксперт считает, что большое количество аварий в последние
месяцы не тенденция, а трагическое стечение обстоятельств.



 



«Не думаю, что нужно рассматривать эти аварии как тенденцию
к снижению контроля качества услуг оказываемых перевозчиками. На мой взгляд,
это череда трагичных случайностей. Такие аварии, к сожалению, периодически
случаются на наших дорогах. Главное, чтобы перевозчики вынесли определенные
уроки, и такие трагедии на наших дорогах случались как можно реже», - заключает
представитель страховой компании.





ИСТОЧНИК: материал подготовлен специально для журнала
Современные страховые технологии при содействии ВСС. Вся подборка материалов о
ситуации с выплатами погорельцам будет опубликована в ближайшем номере журнала
ССТ и на сайте http://www.consult-cct.ru/



2
0

1
2

Читайте также

11116 thumb

Новости: АО «РНПК» оценило рынок перестрахования по итогам 2023 года

18.04.2024
11115 thumb

Новости: ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья от ЧС

18.04.2024
11114 thumb

Комьюнити: Удаленные сотрудники на 16% реже меняют работу, чем офисные

18.04.2024
11113 thumb

Новости: НСА: в зоне паводков в регионах России – повышенные риски для животноводства

18.04.2024
11112 thumb

Жизнь: Каждый шестой родитель убежден, что дети должны всего добиваться самостоятельно

18.04.2024

Последние альбомы
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023
74 thumb

XVIII Международная Конференция по страхованию (Russian Insurance Summit 2023) «Страхование – ответ на вызовы времени»

04.07.2023
73 thumb

Пресс-конференция ВСС «Страхование жизни: итоги 1 полугодия 2022 года»

09.08.2022

Последние видео
Круглый стол ВСС «Страхование киберрисков», Уральский форум «Кибербезопасность в финансах» 2024
90 rightPlay video2
добавлено 16.02.2024
Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023»
89 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023
XVIII Конференция ВСС 2023: Круглый стол 6. Перестрахование
88 rightPlay video2
добавлено 30.11.2023