Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев разъяснил суть готовящихся изменений по реформированию системы натуральной формы возмещения по ОСАГО на круглом столе Народного Фронта (ОНФ) по одноимённой теме.
Глава ВСС и РСА отметил, что существующий порядок системы натуральной формы возмещения по ОСАГО останется, однако к нему добавят дополнительные опции, понятные и удобные для потребителя. В частности, речь идет о праве потребителя получить компенсацию стоимости износа от страховой компании в дополнение к первичной выплате, осуществленной на основании независимой технической экспертизы, в случае, если он сам организовал ремонт своего транспортного средства на той станции, которая ему такую услугу оказала.
«Текущий порядок получения страховой выплаты мы старались не менять, а дополнить. То есть, когда страховая компания, имеет возможность при наличии станции технического обслуживания, принять решение и направить автомобиль на ремонт по натуральному возмещению – она направляет. Однако в случае, если у страховой компании, как сегодня часто случается, нет возможности направить на ремонт автомобиль клиента и выплачивается страховое возмещение, то после получения страховой выплаты потерпевший может сам провести ремонт, если хочет и с этим получает право обратиться к страховщику за дополнительной выплатой в пределах величины износа», – объяснил Евгений Уфимцев.
Он рассказал, что сейчас парк российских автомобилей, в плане возраста довольно старый – средний возраст автомобилей растет. Раньше он был 12 лет, а сейчас около 15 лет. Это приводит к тому, что в большинстве автомобилей износ превышает 50%, и при расчёте экспертом суммы страховой выплаты с учётом износа она будет выше той суммы, которую сейчас может получать человек на руки.
«Существующий порядок не меняется, но возникает дополнительная опция для потребителя – возможность при своём ремонте получить ту доплату за износ, которая может быть сделана», – отметил глава страховых союзов.
Он добавил, что страховщики также обсудили срок обращения за такой выплатой.
«Мы понимаем, что сложности у потребителя тоже могут возникать. Ремонт он может осуществить не сразу, поэтому в ходе обсуждении с разными экспертами, мы пришли к тому, что предполагаемый срок обращения с дополнительной выплатой после страховой выплаты можно сделать в пределах 9 месяцев, когда потребитель сможет обратиться к страховой компании, получить эту доплату», – сообщил Евгений Уфимцев.
Кроме того, президент ВСС и РСА рассказал о порядке выплат по ОСАГО за скрытые повреждения авто. По его словам, порядок выплат по ОСАГО за скрытые повреждения авто не должен быть сложным. Такую проблему обозначили в ходе обсуждения представители ОНФ.
«Мы постарались сделать простой и прозрачный порядок, который сейчас не прописан в законе, а в нашем проекте он есть – возможность уведомить страховую компанию в случае выявления скрытых повреждений и получить повторную выплату», – сказал Евгений Уфимцев.
В законе будет четко прописано, в какие сроки и как именно должна действовать страховая компания при получении уведомления о скрытых повреждениях. Срок обращения за такой повторной выплатой, согласно предлагаемым изменениям, составит 90 дней.
Сейчас, по данным ВСС, около 95% автовладельцев получают выплаты по ОСАГО, а не натуральное возмещение. Это связано с тем, что у многих страховщиков нет договоров со станциями техобслуживания или они не могут выполнить ремонт в установленные законодательном сроки. Доля получающих натуральное возмещение по ОСАГО — то есть, ремонт за счет страховщика, снизилась с 15% в 2019 году до 5% в 2024 году. При этом многие автовладельцы предпочли бы именно натуральное возмещение, поскольку не хотят заниматься ремонтом сами. К тому же полученная выплата часто оказывается существенно меньше, чем стоимость ремонта.
По мнению представителей страхового сообщества, предлагаемые нормы позволят улучшить эту ситуацию: автовладелец сможет сам выбрать станцию для ремонта, а сумма полученного возмещения станет больше.