Почему лимита выплат уже по ОСАГО не хватает
В России могут повысить лимиты выплат по ОСАГО: до 1 млн рублей по имуществу и до 2 млн рублей по жизни и здоровью. С такой инициативой выступили в Российском союзе автостраховщиков. Её планируется обсудить с Банком России, сообщил президент союза Евгений Уфимцев на круглом столе в Совете Федерации.
По словам Евгения Уфимцева, действующего имущественного лимита в 400 тыс. рублей уже недостаточно для покрытия расходов на ремонт примерно для 7% автовладельцев. Основная причина — это рост цен на автомобили и запчасти. При этом ко второй половине следующего года доля таких случаев может достигнуть 10%.
Повышение лимитов может немного увеличить стоимость полиса. Однако основной рост придётся на высокорисковых и недобросовестных водителей, отметил Евгений Уфимцев. По его словам, влияние на добросовестных автомобилистов будет не очень заметным.
Участники рынка поддержали инициативу. Предложение РСА своевременно, это необходимы шаг, уверен начальник управления методологии ОСАГО СК «МАКС» Александр Щербаков.
— Оно отвечает вызовам текущей экономической и технологической реальности, восстанавливая изначальную суть обязательного страхования: обеспечить пострадавшему быстрое и полное возмещение без изнурительных судебных разбирательств с виновником. Сегодняшние лимиты в 400 тыс. и 500 тыс. рублей давно утратили свою актуальность. Стоимость ремонта современных автомобилей, особенно иномарок с продвинутой электроникой, системами ADAS и специальными материалами кузова, резко выросла — даже незначительное повреждение нередко требует затрат свыше 400 тыс. рублей. 15–20% автовладельцев, попавших в ДТП с существенным ущербом, сталкиваются с тем, что выплата по ОСАГО не покрывает реальные расходы на восстановление автомобиля, — пояснил Александр Щербаков.
Из-за этого они вынуждены обращаться в суд, что сводит на нет принцип «безвиновного» возмещения и порождает социальную напряжённость, подчеркнул эксперт. По его словам, с учётом ускоряющегося обновления автопарка — в том числе за счёт электромобилей и техники с дорогостоящими компонентами — доля таких случаев будет неуклонно расти, а значит, практическая полезность полиса ОСАГО для всё большего числа граждан будет снижаться, если лимиты останутся неизменными.
Не менее критична ситуация с лимитом по вреду жизни и здоровью: 500 тыс. рублей явно недостаточно для покрытия расходов на лечение, реабилитацию, компенсацию утраченного заработка при серьёзных травмах или инвалидности. Повышение лимита до 2 млн рублей — это переход к цивилизованной модели страховой защиты, обеспечивающей реальную финансовую поддержку в самый тяжёлый период, уверен Александр Щербаков.
За последние пять лет средняя стоимость автомобилей в России выросла почти вдвое — до 3,2 млн рублей по итогам десяти месяцев 2025 года. При этом лимит возмещения по имуществу остаётся на уровне 400 тыс. рублей, а он был установлен более десяти лет назад, подчеркнул владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
Он напомнил: за 2025 год расходы на восстановление автомобиля выросли на 15-25%, а цены на запчасти — на 7-20%. Средняя выплата по ОСАГО за десять месяцев этого года составила 115 803 рубля, что на 16% больше, чем годом ранее. При этом автопарк стареет: средний возраст машин достиг 15,5 лет, и это значит, что всё чаще требуется не косметический ремонт, а серьёзное восстановление. В таких условиях действующий лимит перестаёт выполнять свою защитную функцию.
Когда стоимость ремонта превышает лимит, клиент вынужден доплачивать на СТО, и многие автовладельцы не согласны делать это, особенно если сумма доплаты значительная. Поэтому повышение лимита действительно снизит количество подобных ситуаций, но, стоит учитывать, что в целом это затронет только малую часть клиентов, считают в «Совкомбанк Страховании».
По их данным, убытков, в которых ущерб превышает 400 тыс. рублей, — менее 5%. В эту группу входят в том числе «тотальные» случаи, где ремонт автомобиля не производится.
Уже к концу следующего года прогнозируется рост доли таких клиентов до 10%, а это уже достаточно большой пласт водителей, для которых полис ОСАГО не покроет полностью их убытки, отметил директор по развитию портфеля ОСАГО компании Росгосстрах Юрий Стрекалов.
— Мы поддерживаем данную инициативу. Лимит по жизни и здоровью целесообразно синхронизировать с лимитом выплат пассажирам по полису обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), который составляет 2 млн рублей, — уверен Юрий Стрекалов.
При этом лимит выплат по имуществу стоит поднять из-за растущих цен на ремонт авто, добавил он.
К чему приведет увеличение лимитов выплат по ОСАГО
Повышение планки позволит обеспечить полную защиту практически в 100% событий, что повысит ценность полиса ОСАГО, уверен Юрий Стрекалов. С другой стороны, это приведёт к росту средней выплаты на 28% от убытков по имуществу и на 12% от убытков по жизни и здоровью, что потребует соответствующего расширения тарифного коридора.
— Мы оцениваем предложение как позитивное в случае, если оно идет совместно с пропорциональным увеличением тарифов для их последующего применения к конкретным сегментам и категориям транспортных средств, — согласился заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования по моторным видам страхования «Абсолют Страхование» Михаил Мосесов.
По его словам, сейчас сложности с запчастями возрастных и даже новых автомобилей становятся главной причиной сильного роста стоимости ремонта. Повышение лимитов по рыночным законам должно сопровождаться расширением тарифного коридора.
Гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк также поддержала предложение. По ее словам, если лимит не повысить, полезность полиса ОСАГО для всё большего числа граждан будет снижаться, превращая его из гарантии спокойствия в формальность, за которой начинается долгая тяжба.
Повышение лимитов, безусловно, приведет к некоторому росту стоимости полисов, так как вырастет и средняя выплата. Однако основную нагрузку по этому подорожанию понесут недобросовестные водители с высоким риском. Для аккуратных автовладельцев увеличение цены, по оценке Ирины Франк, может составить 5-15%, что является разумной платой за существенно возросший уровень финансовой безопасности. Главный позитивный итог — это резкое сокращение потенциальных судебных споров между участниками ДТП и укрепление социальной функции страхования, заключила она.
— Мы понимаем, что рост необходим, но он должен сопровождаться корректным пересмотром тарифов, в идеале — свободной тарификацией по ОСАГО.
Основная цель системы ОСАГО — социальная защита потерпевших и гарантия возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, — отметил вице-президент «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
По его словам, повышение лимитов, безусловно, приведет к росту средней выплаты. При этом основной риск — в увеличении привлекательности ОСАГО для мошеннических схем, так как злоумышленники получат возможность претендовать на более крупные суммы.
Реализация инициативы РСА приведёт к значимым последствиям, считает Александр Щербаков из «МАКС». С одной стороны — к усилению защиты граждан, сокращению числа судебных исков и росту доверия к системе ОСАГО. С другой — к увеличению среднего размера выплат и росту финансовой нагрузки на страховщиков. Это создаст предпосылки для удорожания полисов. Однако оно должно быть тщательно регулируемым со стороны Банка России, чтобы оставаться социально приемлемым и соразмерным реальным рискам, уверен он.
В долгосрочной перспективе также стоит развивать более персонализированные тарифы, основанные на реальном стиле вождения, и делать ставку на цифровизацию, позволяя урегулировать множество мелких случаев быстро и без бумажной волокиты, считает Ирина Франк.
Кроме того, хорошим решением было бы создание прозрачного и доступного для страховщиков реестра нарушений ПДД. Это позволит вывести тарификацию на новый уровень, сделать ее более справедливой, напрямую увязывая стоимость полиса с индивидуальным риском водителя, добавил Сергей Демидов.